Павел Ященков
Публикаций: 791
«Жизнь продолжается» - так назвала свою прощальную программу показанную на Чеховском фестивале одна из самых известных балетных звезд современности Сильви Гиллем. 50-лентий юбилей стал тем самым рубежом, после которого великая балерина самой себе сказала «Стоп!»… Потому что возможности тела не безграничны… Хотя в случае Сильви Гиллем в этом как раз сомневаешься… Настолько её возможности впечатляют и сейчас….
Лада Исупова умерла в один день с Майей Плисецкой — 2 мая. По общему мнению, ее ждало большое писательское будущее… Но, к сожалению, она так и осталась в литературном мире молодым автором. Автором книги с необычным названием «Мастер-класс. Записки концертмейстера».
«Небесные врата» — так переводится название труппы Cloud Gate — самого знаменитого тайваньского коллектива, который в шестой раз приезжает в Москву на Чеховфест. На его московскую премьеру — спектакль «Рис» — было не попасть.
В спектакле «Инала» танцуют все. Не только те, кому вроде бы и по штату танцевать положено, то есть танцовщики. Кувыркаются и выделывают разные замысловатые кульбиты здесь даже певцы, подплясывают, играя на различных инструментах музыканты… Спектакль под таким таинственным названием показали, а точнее, пропели и оттанцевали на Чеховском фестивале.
Cегодня в городском театре Рио-де-Жанейро балетом «Спартак» они и открываются, а руководство в этот же день собрало пресс-конференцию. Вообще-то пройти она должна была ещё в мае, но неожиданно заболел гендиректор Владимир Урин и её перенесли. Сергей Филин – худрук балетной труппы не смотря на то, что был заявлен, участие в пресс-конференции не принял, он на очередной операции в Ахене. Знаменитое императорское фойе принимает гостей.
Стоячая овация… Крики «браво»… Народ счастлив… Мария Пахес - имя знаменитое на весь мир, и чуть ли не символ Испании. Звезда фламенко уже не первый раз приезжает на Чеховфест и ведь не надоест… Ее выступления сопровождаются супер аншлагами и неистовым приемом зрительного зала. На этот раз танцовщица предстала в образе культовой испанской героини и привезла в Москву свой только что созданный спектакль «Я, Кармен».
Уже, кажется, стало хорошим тоном для номинантов Benois de la danse, которую часто называют еще балетным Оскаром, на премию не являться или в случае победы приезжать за статуэткой год или два спустя. Так было и в этот раз, на уже XXIII по счету церемонии: за наградой в Большой театр приехала, а точнее пришла, только одна награжденная.
Сцена в красных тонах с золотым шитьем изображает императорский дворец… В центре, на красном же полотнище, золотой иероглиф. Труппа театра фучжоуской оперы начала готовиться к Чеховфесту еще за два года до его начала. До этого во Франции, Японии, Сингапуре, Малайзии артисты показывали только отрывки. И вот впервые «Женщины-генералы семьи Ян» представлены за рубежом в полном виде. Этот спектакль оказался самым древним из всех привезенных на Чеховский фестиваль.
Такого пожара чувств, какой полыхает в этом танце, пожалуй, нет ни в одном другом. Его пытались запрещать, с ним боролись и считали таким же непристойным, как теперь танец тверк… В 1914 году папа Пий X даже осудил его как безнравственный, а в России запрещалось само упоминание этого названия. Ничего не помогло… Речь идет, конечно, о танго.
Стоячими овациями закончился блок спектаклей парижской труппы «Театра Буфф дю Нор», открывшей 12-й Международный Чеховский фестиваль. «Мещанин во дворянстве» господина де Мольера оказался не просто комедией, а в определенном смысле историческим произведением, корнями уходящим во времена «короля-солнца».
Вечер под названием «Двадцать» был посвящен 20-летию творческой деятельности знаменитой балерины. Диана сделала, кажется, невозможное, то, что до нее не удавалось вообще никому: для своего бенефиса фактически организовала (случай в истории балета беспрецедентный) обменные гастроли между Мариинкой и Большим, двумя театрами, с которыми связана ее жизнь.
Игорь Пальчицкий — из поклонников великой балерины, многие годы был приближен и вхож в дом. Рядом с ней пролетела вся его жизнь… Видел великую и в радостях, и в горестях, позволял себе возражать, но был предан как пес. В его рассказе — удивительная Майя Плисецкая на фоне времени.
2 мая не стало выдающейся балерины XX века Майи Плисецкой. Она скончалась от сердечного приступа на 90-м году жизни в Мюнхене, с которым связаны последние двадцать лет ее жизни.
В самом облике Майи Плисецкой, во всем её творчестве всегда витала какая-то недосказанность, амбивалентность, какая-то трудно уловимая загадка. И это чувствовали все, кто хоть раз соприкасался с её творчеством. Поэт Белла Ахмадулина, близкий друг и родственница (по мужу художнику Борису Мессереру) танцовщицы, видела и пыталась уловить в ней эту загадку, и писала об этом в своих стихах.
На 90-м году жизни скончалась Майя Плисецкая. Великая балерина XX века умерла от сердечной недостаточности в Мюнхене, где проживала последние годы.
В Большом театре объявили номинантов престижной международной премии Benois de la danse-2015. Премия Benois de la danse, часто ещё именуемая балетным Оскаром, одна из самых престижных наград в балетном мире. Гала-концерт номинантов 2015 года и XXIII церемония вручения приза состоится на Исторической сцене Большого театра 26 мая, а на следующий день фестиваль Benois de la danse-2015 традиционно продолжится вторым гала-концертом «Звезды Бенуа де ла Данс – лауреаты разных лет».
В день своего 75-летнего юбилея Владимир Викторович покажет на Исторической сцене Большого театра то, что до него не делал никто, — мессу Иоганна Себастьяна Баха, а накануне великий танцовщик XX века дал обозревателю «МК» эксклюзивное интервью.
Спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета «Цветоделика» завершил показ балетной программы «Золотой маски». Номинировался он по 5 номинациям (спектакль, хореограф, дирижер, художник по костюмам и художник по свету) и представляет реальную конкуренцию наиболее вероятному фавориту фестиваля — балету Большого театра «Укрощение строптивой» (номинирован по 6 номинациям).
В этом году балетная программа «Золотой маски» летит головокружительно. Спектакли идут непрерывным потоком один за другим, иногда даже наезжая друг на друга. Это произошло, например, с выступлениями двух известных трупп: Михайловского театра из Санкт-Петербурга и «Балета Евгения Панфилова» из Перми. Номинированные на «маску» балеты обоих театров проходили по разряду современного танца.
Пермский академический театр оперы и балета имени Чайковского показывал выставленные на «Золотую маску» балеты сразу вслед за Мариинским. Причем на той же самой площадке: в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Пермяки презентовали в Москве свою прошлогоднюю премьеру — балетный вечер «Век танца: Стравинский—Баланчин».
Балетная программа «Золотой маски», как всегда, началась с показа спектаклей Мариинского театра. Поскольку это практически единственная возможность раз в году посмотреть легендарную труппу, не выезжая за пределы Садового кольца, зрительный зал Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в оба вечера был забит до отказа.
Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет» прошел в Большом театре всего во второй раз. Задуманный супругой нынешнего премьера российского правительства Светланой Медведевой ещё два года назад, впервые он был осуществлен тогда же при поддержке Министерства культуры и Фонда социально-культурных инициатив.
На Новой сцене Большого театра мировая премьера – балет «Гамлет» - знаменитого киевского хореографа Раду Поклитару и всемирно известного британского режиссера Деклана Доннелана . Музыка – 5-я (первое действие) и 15-я (второе) симфонии Шостаковича.
Во вторник в Большом театре генеральная репетиция «Гамлета». Для балета выбраны 5-я и 15-я симфонии Шостаковича. Репетиции проходят в обстановке строгой секретности, однако кое-какие подробности предстоящей мировой премьеры обозревателю «МК» выяснить все-таки удалось.
Ставший уже традиционным абонемент Московской филармонии «Большая музыка для маленьких» и входящие в него дневные концерты «Волшебство танца» и «Музыка в движении», которые ежегодно проходят в Концертном зале имени Чайковского, заслуженно пользуются большой популярностью у самых маленьких зрителей и их пап и мам.
Политика гендиректора Михайловского театра Владимира Кехмана и его главного хореографа Михаила Мессерера построена таким образом, что приглашенные звезды мирового балета с регулярной периодичностью выступают в этом театре практически весь сезон. За Фридеманом Фогелем, Полиной Семионовой и Натальей Осиповой, танцевавшими на знаменитой сцене еще осенью, настала очередь премьера Финского национального балета Сергея Попова.
Азарий Плисецкий — личность в балете легендарная: в профессиональных кругах выдающийся балетный педагог известен и уважаем не менее своей родной сестры Майи Плисецкой. Он сотрудничал с такими балетными гениями, как Ролан Пети или Джон Ноймайер. Работал с Михаилом Барышниковым в его Центре искусств в Нью-Йорке и в Американской балетной школе Джорджа Баланчина.
Взобраться на самую вершину балетной иерархии и стать примой, тем более в таком театре, как Большой, удается немногим. Мария Аллаш сумела сделать такое головокружительное па… А еще успела за это время стать мамой! О том, каково быть примой первого театра страны, как не впутаться в интриги, избежать травм, и еще много о чем она рассказала обозревателю «МК».
Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского. Речь о «Снегурочке», знаменитом балете советского хореографа Владимира Бурмейстера. Этот по настоящему новогодний спектакль пользуется успехом не только у просвещенных балетоманов, прекрасен он и для детской аудитории: возрастной рейтинг 6+ .