Павел Ященков
Публикаций: 788
Конец декабря богат на театральные премьеры, как Дед Мороз на подарки. Некоторые из них специально как на заказ — рождественско-снежно-новогодние. Хотя есть и жаркие исключения. «МК» предлагает читателям свою афишу.
Заявляет пресс-служба Большого театра, опровергая таким образом сообщение челябинских СМИ о том, что якобы Юрий Клевцов, главный балетмейстер Челябинского театра оперы и балета им. Глинки, встанет во главе балетной труппы Большого.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко — переаншлаг. Очередная, четвертая уже по счету серия популярной во всем мире программы «Короли танца» прошла в Москве и была приурочена к 25-летию агентства Ardani Artists.
Фестиваль современной хореографии «Диана Вишнева. Context» прошел в Москве уже во второй раз и обещает стать ежегодным. Спонсирование и присутствие на всех значимых событиях Романа Абрамовича сделали его центром притяжения светской тусовки.
Обилием наград в этом году поразил Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов: 10 золотых, 11 серебряных и 10 бронзовых медалей… И это не считая всевозможных дипломов и грамот. Конкурс под председательством Юрия Григоровича возобновленный им же год назад, является наследником того самого Всесоюзного, что был организован в 1965-ом и открывшим плеяду балетных звезд. Было на сей раз и ноу-хау: впервые конкурс проходил по номинациям характерного и народно-сценического танца.
«Лебединое озеро» Чайковского — русский шедевр мирового балета... Именно ему был посвящен международный форум «Балет XXI век», прошедший уже в третий раз в Красноярске. О тайнах, интригах, исторических версиях и современных трактовках классического произведения, наконец о самой последней из них — в расследовании обозревателя «МК».
Балет, поставленный по мотивам пушкинского «Евгения Онегина», разделил театральный мир ровно на две половины. У нового балета Джона Ноймайера хулитилей столько же, сколь и яростных почитателей. Одни кричат: «Гениально! Это огромный подарок для русской публики!», в глазах других балетмейстер предстает в облике чуть ли не новоявленного Дантеса: «Какая наглость! Какая бесцеремонность! Приехать в Россию, чтобы показать такую стряпню, отражающую собственные комплексы, а не пушкинский роман!».
Театральный мир Москвы застыл в ожидании главной балетной премьеры сезона. Великий Джон Ноймайер, хореограф, который славится своими интерпретациями произведений русской и мировой классики, на этот раз обратился к «Евгению Онегину». Но балет называется «Татьяна». Первый раз будет показан в театре Станиславского и Немировича-Данченко. В роли Татьяны — Диана Вишнева. Накануне премьеры обозреватель «МК» встретился с выдающимся балетмейстером.
Она родилась в Ленинграде, где в 1953 году по классу педагога Натальи Камковой (ученицы А.Я. Вагановой) и закончила Ленинградское хореографическое училище. Уже за год до выпуска дебютировала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, где успешно исполнила такие знаковые партии как Мирта в «Жизели» и Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Но родным для неё стал всё-таки Большой. На его сцене она танцевала на протяжении 32 лет!
Для эпохального спектакля даже сделали исключение – это единственная балетная премьера, которая в этом театральном сезоне удостоена чести идти на исторической сцене. Что ж, балеты Григоровича составляют основу как репертуара, так и стиля Большого театра, поэтому их сохранение - важная составляющая в репертуарной политике. Но сделать это было тем более необходимо, что вопреки объявленным планам другой легендарный балет Григоровича, «Золотой век», в прошлом сезоне так и не появился.
С театром Классического балета Касаткиной-Василева опять беда. Далеко не первая. Два года назад целый автобус ОМОНовцев по приказу городских начальников попытался захватить помещение театра на Скаковой – здание тогда хотели выставить на торги. Атаку удалось отразить. Сейчас в театре ждут появление бульдозеров. Звоним Ивану Василеву, директору «Государственного академического театра классического балета Касаткиной-Василева»
Ставший уже традиционным III Международный фестиваль «Звезды мирового балета в Кремле» открыл в Москве 54-й сезон Государственного Кремлевского дворца (ГКД) и 25-й Кремлевского балета. Гендиректор ГКД Петр Шаболтай устроил еще и так, что знаменитое ежегодное балетное шоу Kremlin Gala, собирающее на главной сцене России всех самых востребованных звезд мирового балета, тоже попало в кремлевскую афишу как раз на это время. Так что Москва в эти дни поистине стала столицей мирового балета.
На сцене «Под крышей» Театра Моссовета полно малышни. «Я сама иду», — говорит маленькая девочка папе, потому что на этот спектакль кого-то ведут за ручку, а кого-то — на руках: он для самых маленьких. Датский сезон в последний день Международного фестиваля «Гаврош» выдал спектакль не просто уникальный, но в каком-то роде даже гениальный. Не зря же говорят: все гениальное просто.
Восьмой международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош» приступил к показу самой своей нетривиальной и интересной программы. И это не удивительно. Ведь Дания, из которой на этот раз и привезли детские спектакли, страна больших балетных традиций. Балет, как одно из самых молодых искусств представлен в своей модерновой ипостаси, известной компанией современного танца Uppercut Dance Theatre.
Свой уже 182-й по счету сезон Михайловский театр открыл по балетным меркам рано. Мариинка еще в отпуске, московские балетные компании только просыпаются после очередных каникул, а тут уже полным ходом идет фестиваль. Да и наименование ему решено было дать заманивающее — «Балет. Высокий сезон». Так что зал на каждом спектакле был заполнен под завязку, а на верхних ярусах зрители толпились даже в проходах.
Похоже, балетные скандалы теперь перенеслись из Москвы в Санкт-Петербург и вошли в моду и там. Даже великий хореограф, интеллигентнейший Борис Эйфман не удержался, написал открытое письмо, в котором отказался от участия в конкурсе на соискание «Золотого софита» — главной театральной премии Петербурга. О подковерных играх национальных премий, скудости балетного репертуара и многом другом обозреватель «МК» побеседовал со знаменитым хореографом.
В отличие от предшествующего криминального сезона с его беспрецедентной кислотной атакой на худрука балета Большого театра, потянувшей за собой цепь мрачных скандалов, нынешний оказался мирным и творческим. Без волнений, конечно, не обошлось: назначение вечного баламута Николая Цискаридзе на пост и.о. ректора Вагановской академии, откровения балерины Джой Вомак, обвинившей балетное руководство главного театра страны в вымогательстве и взятках в обмен на партии…
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко при невероятном аншлаге состоялся вечер «Соло для двоих». Мировая премьера всего несколько дней назад прошла в Калифорнии, в Центре исполнительских искусств Сегерстром. И вот теперь Москва, следом Лондон, а некоторое время спустя Нью-Йорк и Париж. Главных героев вечера, как это понятно из названия, двое, и оба — всемирно известные звезды мирового балета: Иван Васильев и Наталья Осипова.
Всё-таки прав был Михаил Кузмин, когда писал: «Бывают странными пророками поэты иногда…Косноязычными намеками то накликается, то отвращается грядущая беда»… Когда создатель хореографии для открытия сочинской Олимпиады Раду Поклитару сочинял год назад для своей труппы «Киев модерн-балет» «Лебединое озеро» - на Украине было ещё совсем спокойно, а в его «Лебедином» гражданская война уже вовсю полыхала. Московская премьера состоялась в РАМТе.
Премьеру балета «Манон» английского классика Кеннета МакМиллана Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко показывал в экстремальных условиях: через две недели, после гастролей в Большом театре английского Королевского балета, то есть труппы где это произведение, ставшее главным украшением гастрольной афиши, собственно говоря и родилось в 1974 году.
Большой театр показал последнюю и самую ожидаемую премьеру заканчивающегося 238-го сезона — балет по одной из ранних пьес Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Премьера эта мировая, что означает: до вчерашнего дня спектакль в такой хореографии, с таким подбором музыки, такими костюмами и такими декорациями не шел нигде в мире. Хореографом выступил супермодный балетмейстер из Монако директор Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.
Спектаклем английского классика Кеннета МакМиллана «Манон» Королевский балет завершил свои гастрольные выступления на Исторической сцене Большого театра. Гастроли можно признать исключительно удачными. Итоги гастролей обозреватель «МК» подводит вместе с художественным руководителем Королевского балета Ковент-Гарден Кевином О’Хейром.
Отчетные концерты для хореографических училищ — вещь гораздо более важная, чем все другие экзамены вместе взятые. Ведь по тому или иному «отчетнику» можно запросто судить об уровне учебного заведения. Из прошедшей только что в Москве серии таких концертов (включая основную кузницу балетных кадров — Академию хореографии в Большом театре) пальму первенства следует отдать Московскому хореографическому училищу (МХУ) при Театре танца «Гжель» и его новому художественному руководителю Борису Акимову.
Последним в череде балетных трупп посетивших в июне с гастролями российскую столицу в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России стал знаменитый театр «Сэдлерс Уэллс». Чеховский фестиваль показывает «Рассел Малифант компании продакшн», выступающую под логотипом этого театра, сразу после окончания гастролей Королевского балета. Это символично – ведь раньше крупнейшая трупа британского балета обитала в Лондоне именно в театре «Сэдлерс Уэллс» и носила это название.
Многоминутная стоячая овация, оглушительный успех, толпы поклонников у служебного входа... В Большом театре завершились гастроли Английского Королевского балета. Заключительный спектакль оказался сенсационным.
Из внехудожественных причин эпохальный вояж Английского королевского балета несколько омрачил отказ сразу двух солистов (по информации лондонской The Sunday Times, одна из них женщина) ехать в Москву в знак протеста против российской политики «по отношению к геям и лесбиянкам». Тем не менее все основные звезды вроде бы в сборе, а 22 июня на закрытии гастролей ожидается выступление самого именитого премьера Ковент-Гарден Карлоса Акосты.
Чеховский фестиваль давно приучил свою публику к тому, что открывает новые новые имена, новый театр. Он первым привез в Москву Бартабаса с его конным театром, Робера Лепажа, семейство Чаплиных-Тьере и Мэтью Боурна. В стороне от мейнстрима пока стоит театр Амита Лаава. Но именно его спектакль «Missing» английской компании «Гекко» из Ипсуича (Саффолк), показанный в рамках Перекрестного Года культуры Великобритания - Россия, говорит на необычном театральном языке, хотя играют его на нескольких.
На протяжении двух последних месяцев вся театральная Москва только и делала, что гадала: привезет ли Шотландский балет на грядущие гастроли в Россию знаменитый спектакль Мэтью Боурна «Highland Fling» («Шотландский перепляс») или нет. Однако авторитет и престижность Чеховского фестиваля перевесили все сомнения по этому поводу, и долгожданное событие не смотря ни на что, состоялось! "Шотландский перепляс" идет третий день в театре им. Моссовета на аншлагах.
Шотландский балет, прямо скажем, не слишком знаком российскому зрителю. Последнее его появление в Москве было более 20 лет назад — в 1992-м. Привезти в российскую столицу коллектив во второй раз удалось лишь Чеховскому фестивалю, который в сотрудничестве с Министерством культуры РФ и Британским советом решил таким образом отметить перекрестный Год культуры Великобритании и России.
В Театре имени Ермоловой необычная премьера. Здесь поставили «Демона» по поэме Лермонтова. Необычность в том, что это не драматический спектакль, а «версия без слов». Хотя почему необычная? Да, Ермоловский театр пустился на такой эксперимент впервые. А вот, к примеру, у вахтанговцев подобные спектакли в большой моде. Да и в Театре Пушкина нынешний постановщик «Демона» режиссер-хореограф Сергей Землянский поставил уже два подобных спектакля.