Павел Ященков
Публикаций: 788
Два вечера, посвященные памяти выдающегося танцовщика Большого театра Мариса Лиепы и 80-летию со дня его рождения (отмечавшегося еще летом), один за другим прошли в Москве. Первый, состоявшийся в Кремлевском дворце, был показан в преддверии Рождества и так и назывался — Christmas Балет-гала. Он стал уже вторым по счету рождественским балетным гала-концертом, которые с прошлого сезона ежегодно проходят в Кремле.
С балетными все происходит не так, как с обычными людьми, — даже в предновогодние дни они работают, едва поспевая прибежать к бою курантов и загадать желание. Накануне праздника мы встретились с прима-балериной Большого Марией Аллаш и поговорили о том, как балерины встречают Новый год, о болевых точках Большого театра и даже о Дональде Трампе…
Совсем скоро величайшему хореографу современности — человеку, чье имя уже вписано заглавными буквами в Историю мировой культуры, исполнится 90! Григорович — целая эпоха в русском и советском искусстве. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», он был во времена СССР наиболее влиятельной фигурой советского балета.
Новый год настает. Пора подводить итоги. Что хорошего за 365 дней случилось в нашем культурном государстве, а что не порадовало? Чем мы можем гордиться, а за что становится безудержно стыдно? На что есть ответы, а какие вопросы так и остались неразрешенными? Смотрим на культурный расклад: и густо, и пусто, и некому руку подать...
Международный фестиваль современной хореографии Context Диана Вишнева проводит уже в четвертый раз. Знаменитая балерина является его основателем и арт-директором. Именно этот фестиваль на сегодня является самым значимым из многочисленных форумов современного танца у нас в стране. Выступления ведущих коллективов Франции, Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США… А еще конкурс молодых хореографов, кинопоказы, творческие встречи, мастер-классы, лекции… – все это ожидало зрителей «Контекста».
Родители, которых не пустили с детьми 3, 5 и 7 лет на балет «Лебединое озеро» в Большой, устроили скандал в интернете. Узнав об этом, директор театра Владимир Урин пообещал вернуть им деньги и сказал, что дети могут пойти на утреннее или дневное представление «Лебединого озера». Но таких на сайте не оказалось.
Новость о назначении Лорана Илера на пост художественного руководителя балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко не стала неожиданностью. Слухи о грядущем назначении будоражили балетную Москву уже месяца два… Во всяком случае гораздо раньше того момента, когда выдающийся французский танцовщик 26 октября приезжал смотреть труппу, и на протяжении двух дней ходил по классам и посещал репетиции. Слухи как известно намного опережают грядущие события.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко - новое назначение, второе после того как там поменяли гендиректора. На должность худрука балетной труппы новый Гендиректор Гетман пригласил Лорана Илера - экс-этуаль Парижской оперы. Прежде эту должность в театре занимал Игорь Зеленский.
«Сильфиде» скоро 185, но время будто не властно над этой красавицей балетного романтизма. Ее не было в репертуаре Михайловского театра ровно три года. И вот балет вернулся в афишу в постановке Михаила Мессерера.
6 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых медалей – таков итог главного национального балетного соревнования нашей страны - «Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов». В этом году конкурс проходил, наверное, по самой важной номинации: «Артисты балета».
Знаменитый Дом Света — конструктивистское творение гениального архитектора Константина Мельникова, включенное во все мировые каталоги, энциклопедии и туристические путеводители как архитектурный шедевр, издали напоминает причудливый трактор или готовящийся к отплытию гигантский корабль. Советская атрибутика на фронтоне сохранена: слева надпись: «ПрофСоюзы», справа «Школа Коммунизма», по центру «Клуб Русакова. Союз Коммунальников», чуть ниже «Театр Романа Виктюка».
Такое искусство, как танец, существует на земле тысячелетия, примерно столько же, сколько существует человек, и имеет, как некоторые утверждают, божественное происхождение и королевскую родословную…
Этот бренд является ответвлением знаменитых «Звезд XXI века», существующих на Западе в балетном формате уже более 20 лет. Концерты в Париже и Нью-Йорке под этой маркой относятся к числу самых престижных. И прошедший на сцене Кремлевского Дворца вечер Kremlin Gala «Звезды балета XXI века» в свою очередь не зря имеет репутацию одного из самых заметных событий не только московского, но и международного балетного сезона.
У балетных танцовщиков, как известно, самый продолжительный театральный сезон. Так уж повелось, что, в то время как у многих их коллег в драматических театрах затишье, период отпусков и безделья, — у балетных период самой напряженной работы: на летние месяцы театры приберегают самые значимые свои премьеры, не говоря уже о проводимых обычно в это время масштабных гастролях, а также продвижениях, назначениях, увольнениях. Турбулентность особенно ощущается в балетном мире как раз летом.
Невозможно поверить — живому классику современности Борису Эйфману сегодня исполняется 70! Но он так же молод и полон энергии, как и 40 лет назад, когда только создавал свой, сегодня известный во всем мире, театр! Глядя на судьбу этого хореографа, лишний раз убеждаешься в справедливости того тезиса, что хореографами не становятся, ими рождаются. Точно так на вопрос 15-летнего подростка, как стать хореографом, и ответил Леонид Якобсон, великий хореограф, ставший впоследствии его учителем.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко назначен новый гендиректор. Как сообщили МК в пресс-службе театра сегодня 18 июля руководящему составу театра его представил руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский и начальник Управления театров и концертных организаций Наталья Дрожникова. Соответствующее представление вывешено и на сайте театра.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко показали последнюю в этом сезоне премьеру. Перенесенный в «Стасик» балет «Анна Каренина», поставленный художественным руководителем Цюрихского балета Кристианом Шпуком для своей труппы еще 2 года назад, — обычный среднеевропейский продукт, отвечающий всем стандартам качества: назвать его ценным приобретением для репертуара этого театра, конечно, нельзя, но и провалом, как одноименный балет Алексея Ратманского, он тоже не стал.
Сергей Дягилев часто любил повторять слова знаменитого балетного педагога Энрико Чеккетти: «В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая — Ольгой Спесивцевой». При этом он добавлял: «Для меня Спесивцева — та сторона яблока, которая обращена к солнцу»… Драматической судьбе этой актрисы один из крупнейших хореографов нашего времени Борис Эйфман и посвятил свой знаковый, и, наверное, самый знаменитый спектакль «Красная Жизель».
На Новой сцене Большого театра прошла премьера трехактного балета Ханса Вернера Хенце «Ундина». Последняя балетная премьера 240-го сезона была отдана Вячеславу Самодурову – хореографу, который сейчас у всех на слуху.
«Конечно я не купалась, и даже не думала об этом», – признается мне золотая лауреатка конкурса в Сочи «Молодой балет мира» среди девушек в старшей группе Феличия Русу. Не смотря на тридцатиградусную жару и теплое море, участникам балетных соревнований в Сочи не до купаний… Репетиции, выступления, снова репетиции… И так с утра до ночи…
Еще не прошло и недели, как на сцене знаменитого сочинского Зимнего театра объявили победителей Кинотавра, но здесь уже принимают новых гостей. На сей раз перед нами не киношный, а балетный конкурс, причем под председательством легенды — самого маэстро Юрия Григоровича. Название «Молодой балет мира» отражает главную его особенность: среди лауреатов артисты пока совсем неизвестные, которые, однако, в будущем могут стать настоящими звездами.
В рамках выпускных концертов Московской государственной академии хореографии на Исторической сцене Большого театра состоялась премьера балета Джона Ноймайера «Времена года». Крупнейший европейский хореограф давно сотрудничает с российскими театрами (Мариинкой, Большим, Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко), но для нашего хореографического учебного заведения он ставит впервые, и важность этого проекта для развития школы трудно переоценить.
Гигантские пожирающие город волны, покосившийся своими куполами и крестами Исаакий и наполовину выглядывающий из воды шпиль Петропавловского собора — усыпальницы всех русских императоров, — такую поражающую воображение апокалипсическую картину наводнения и потопления Санкт-Петербурга рисуют в своем новом спектакле «Люблю тебя, Петра творенье…» по мотивам петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник».
Такие гигантские корзины и такие красивые букеты нечасто видела даже сцена главного театра страны. Один из самых больших составлен из нежно-розовых и белых роз с выложенными из цветов инициалами «С.З.». А в зале творческая элита, политики, финансисты, поклонники… А еще шквал аплодисментов, крики «браво» и опять цветы, цветы, цветы…
Самый популярный в Азии Театр танца Тайваня Cloud Gate (Тайбей) приезжает в Москву с гастролями уже в седьмой раз. В России этот коллектив известен благодаря Чеховскому фестивалю, который организовал гастроли и на этот раз. Гастрольный тур знаменитой труппы начался с Санкт-Петербурга, а после Москвы танцовщики отправятся в Екатеринбург.
Приз Benois de la Danse, часто именуемый еще балетным «Оскаром», — одна из самых престижных в балетном мире наград. По сравнению с проводимыми ранее церемониями награждения нынешняя, 24‑я по счету, прошедшая по традиции на Исторической сцене Большого театра, отличалась обилием номинантов, приехавших в надежде получить заветную статуэтку. Впрочем, все равно приехали далеко не все…
В этом году Большой театр собрал журналистов для объявления планов на следующий сезон необычно рано. 240-й сезон еще не закончен, еще не прошли две объявленные премьеры, но театр уже сообщил общественности о том, какие события ждут в 241-м сезоне. Против обычая первым слово взял не гендиректор Владимир Урин, а главный дирижер-музрук Туган Сохиев, сообщивший о том, какие события ждут в 241-м сезоне.
Несмотря на множество ярких событий в Москве и Петербурге, каждые два года в конце апреля внимание всего балетного мира приковано к городу с названием Пермь. Именно здесь проходит один из самых престижных в мире балета международных конкурсов — открытый конкурс «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, онлайн-трансляция которого велась на многие страны мира.
— У меня этот сезон 2015–2016 года — это 50 лет моей работы в Большом театре, — говорит мне Борис Борисович Акимов, легендарная личность, народный артист СССР, из когорты тех самых знаменитых танцовщиков Большого, чьи имена прочно ассоциируются с явлением, известным под названием «золотой век» Большого балета. Сейчас во многих странах его знают как прославленного балетного педагога, и график его плотно расписан.
XXII церемонию вручения театральной премии «Золотая маска» ждали всем миром — скандальные обсуждения, интриги и недопонимания, ссоры и разборки между членами экспертного совета за последние месяцы были вынесены далеко за пределы театрального сообщества. Каковы будут итоги сезона-2014/2015 и какие сюрпризы — приятные и не очень — преподнесет «ЗМ» в этот раз? С подробностями — корреспонденты «МК».