Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Последний раз заседание президентского совета по культуре и искусству с участием непосредственно главы государства проводилось в 2007 году. Зато прошедшая 25 сентября, спустя пять лет, встреча совета со своим председателем получилась впечатляющей.
Это было что-то: спасибо Департаменту культуры, что благодаря своей «чуткой» политике он подарил нам новую форму протеста, по нерву и накалу покруче всяких серебренниковых: дождь стеной, артисты кто с зонтами, кто без — к черту комфорт! Закрывающийся на днях «Гоголь» в воскресенье в полном составе вышел в 15.00 на разрешенный мэрией митинг-спектакль.
Ну вот и свершилось: главой Росгосцирка (а это 41 стационарный цирк по стране плюс шапито и различные студии) стала Фарзана Халилова, прежний директор Цирка на проспекте Вернадского. В этот уик-энд она выиграла минкультовский конкурс из семи претендентов на пост. Цирковой люд в общих чертах доволен.
Из лонг-листа самой весомой (50 000 евро премиальный фонд) в современном искусстве премии Кандинского уже вышел арт-дуэт Electroboutique, фотограф Игорь Мухин, а также художник Михаил Косолапов (среди прочих представляющий проект «Пленэр»). Все они вроде как отказываются комментировать в прессе свои резоны, лаконично формулируя «всё и так ясно» или «это личное».
Сколько глупостей было сказано, что, мол, ни белые медведи, ни кенгуру не поддаются дрессировке и вообще в манеже непрезентабельны... ха-ха, пожалуйста: в новом спектакле «Остров грез» как на подбор — все самые редкие прыгающие, бегающие и скользящие, коими Цирк на Вернадского открывает свой новый сезон.
Ивановский цирк замер в томительном ожидании. 30 лет назад заслуженным артистом Александром Ивановым (кстати, рьяным футбольным болельщиком) был придуман трюк прохождения по натянутому канату с «чеканкой» мяча головой... Много воды утекло, но подобного даже близко никто повторить не смог. А теперь сын его Михаил (артист Росгосцирка) идет на суперрисковый шаг — без страховки на огромной высоте пройти под куполом, отбив головой мяч не менее 65 раз за 60 секунд.
Нет нужды говорить, что Шалашов-старший является одной из самых влиятельных фигур в стране по части академической музыки. Еще недавно входил в авдеевский Минкульт, теперь снова «спустился» на родную Московскую филармонию. В «прошлой жизни» — скрипач, ныне — пожалуй, наиболее адекватный менеджер от высоких искусств, на деле, без пустозвонства за них радеющий.
Наконец дождались: Санкт-Петербургская консерватория, празднующая в этом сезоне свое 150-летие, удостоилась великой чести быть отремонтированной; ее реконструкцию Минкульт замышлял давно, собственно, уже к юбилею всё должно было свершиться, но... прежним ректорам учредитель большие денежки доверить не хотел. Да и сейчас сумма в 2,8 млрд рублей отправляется на счет Северо-Западной дирекции по строительству, ответственной за эпохальное обновление здания. За подробностями звоним новому (с ноября 2011-го) ректору, известному скрипачу Михаилу ГАНТВАРГУ.
Все прекрасно понимают, что ждет ликвидированный Театр им. Гоголя: 30-го артисты доигрывают при аншлаге последний спектакль — «Ночь перед Рождеством», с 1 октября выставляется охрана, путь в здание под предлогом ремонта перекрывается, тут же стягиваются рабочие для красоты, а сам ремонт затягивается на сколь угодно долгое время (хоть — по слухам — до мая).
Странные вещи творятся в нашем отечестве. Вот сейчас, например, взяли и выдали замуж без жениха серьезный Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Придумали ему новую концепцию развития, новую вывеску, новое наполнение, только... ни директор, ни главный хранитель, ни иные сотрудники об этом слыхом не слыхивали.
Собор Василия Блаженного для начала стал синим, каждая маковка озорно замигала в ночи своим огоньком в такт колокольному перезвону, а по ГУМу побежали зеленые импульсы микросхем.
В Екатеринбург из Москвы вылетела группа специалистов для восстановления памятника Борису Ельцину. Руководить процессом будет автор монумента Георгий Франгулян. Изваяние пострадало 24 августа: его облили синей краской, а также отбили буквы фамилии. При этом уральские геологи были убеждены, что памятник восстановлению не подлежит, и его придется создавать заново.
В понедельник, день тяжелый, три театра одновременно открыли свой сезон. Все три — авторские: Марка Розовского, Романа Виктюка и Людмилы Ивановой с ее детским «Экспромтом». У всех настрой самый что ни на есть решительный. С подробностями — корреспонденты «МК».
Ясно как день, что Кириллу Серебренникову — новому худруку совершенно нового театра (в названии которого останется что-то от Гоголя) не нужна ни прежняя труппа, ни тяжкий груз прежних спектаклей. В итоге мы будем иметь любопытный прецедент: если на Таганке после ухода Любимова, остались любимовские спектакли, если в Ермоловой при Меньшикове остался даже прежний худрук в качестве актера, то в Новом Гоголе, по логике вещей, не должно остаться ровно ни-че-го, даже прежних интерьеров. Актеры, понятно, бунтуют, власти этот пожар гасят. На сей момент решили встретиться и «поговорить», хотя обеим сторонам ясно, что разговоры эти пустые.
Ныряешь в арку на Чаплыгина — ба-а, тут как тут стильный духовой оркестр в черных шляпах, носятся официанты с горячими пирожками, первая актриса Дуся Германова, вся в красном, раздает жадным до нее журналистам страстные интервью...
Если верно утверждение, что единственным пианистом страны, без рекламы набирающим любой филармонический зал с аншлагом, является Денис Мацуев, то также верен факт, что ровно подобное происходит и с другом Дениса — 31-летним баянистом Айдаром Гайнуллиным, едва народ заслышит волшебную формулу «Гайнуллин. Баян. Пьяццолла».
Хотел, конечно, министр культуры Москвы Сергей Капков все сделать спокойно с Театром Гоголя — Яшина уволил, Серебренникова назначил. Ставка на обновление, «новый формат»... да не тут-то было: уперся театр — и ни в какую. Задумано было как? Возвращается из Германии Кирилл Серебренников на белом коне, а тут уже руками нового директора Малобродского вся труппа уволена.
Что такое студенческий театр «МОСТ»? Молодость, искренность, свежесть, 100%-ная ставка на позитив (даже зал на 80 мест не в угоду моде убран белым). Билетики раскуплены на месяц вперед.
Точнее Марка Захарова не скажешь — «Кваша никогда не заботился о себе, дело было у него на первом месте». И о его гражданской позиции, пусть и у гроба, вспоминали во вторник более всего, ибо это актуально.
Во вторник в Клину возобновили красивую старинную традицию — всех поступивших в Мерзляковское училище торжественно принимать в студенты в стенах дома-музея Петра Чайковского.
Нет больше Игоря Кваши. Мужчины, несмотря на всю женскую природу его профессии. Актера, который умел держать зрителя своим магнетизмом. Представителя того поколения, которое не болтало, а совершало поступки. Поколения без двойных стандартов в стране, где это было и остается нормой.
Лишь бы не было дождя: в субботу, в 21.30, как только стемнеет, на Тверской площади вырастут гигантские языки пламени, из которых покажутся глыбы богов и героев а-ля Микеланджело, затем все потонет в пучине океана (пожарные могут не беспокоиться — огонь и вода будут только на масштабной видеопроекции).
Мы часто кривим нос от всяческих народных коллективов, немцы же аплодируют им стоя — разве увидят они в своих филармониях людей, облаченных в шкуры и с бубнами в руках?
В среду вечером в Кремле, в роскошном Екатерининском зале, около 40 именитых артистов, ученых, военных, космонавтов получили различные награды из рук Президента России Владимира Путина. Среди награжденных Сергей Женовач, Геннадий Гладков, Генриетта Яновская, Эдуард Володарский, Борис Эйфман, Александр Бурганов...
В понедельник в бертмановском «Геликоне», временно (уже 7 лет) занимающем помещение в высотке на Арбате, прошел сбор труппы, куда пожаловала — и это хороший тон — целая делегация из Департамента по культуре Москвы во главе с Сергеем Капковым. Помимо грандиозных планов на сезон и оглашения процента посещаемости (97,2%) общественность хотела знать: доколе опере томиться в небоскребных застенках?
...В понедельник в бертмановском «Геликоне», временно (уже 7 лет) занимающем помещение в высотке на Арбате, прошел сбор труппы, куда пожаловала — и это хороший тон — целая делегация из Департамента по культуре Москвы во главе с Сергеем Капковым. Помимо грандиозных планов на сезон и оглашения процента посещаемости (97,2%) общественность хотела знать: доколе опере томиться в небоскребных застенках? Оказалось, что куковать еще примерно два сезона... спасибо, хоть Капков на стороне Бертмана. Последнему мы и звоним за комментарием.
Недолго мы горевали о закрытии «Гражданина поэта». Актуальный театр Быкова, Ефремова, Васильева возвращается в новом качестве — с песнями и плясками, смотрите, завидуйте, я — господин... точнее, «Господин хороший», презентация которого свершится 4 октября. Подробности — из первых рук, то есть от остроумного Дмитрия Быкова.
Что сказать об Арлазорове, кроме того, что завтра, 26-го ему исполнилось бы 65? Трудный. Прямой. Честный. Куда более сложный, чем его «эй, мужик». Иные сентенции шокируют, вроде «театр — полная ерунда по сравнению с эстрадой» (хотя сам служил в театре им. Моссовета), или «друзей у меня нет, а подарки вообще ненавижу». Иные в общении с ним обжигались. Уж пошлет так пошлет. Потому что знал цену таланту и бездарностей (в профессии) терпеть не мог. «А какая у меня мечта? — Острил, фирменно НЕ улыбаясь, незадолго до смерти. — К женщинам бы интереса не терять, вот большое дело!».
Более полугода назад легендарный Робертино Лорети, чье имя цепко сидит в ментальности любого советского человека, приезжал к нам, в «Московский комсомолец» (причем вместе со своим другом Сергеем Апатенко, автором проекта «Лорети — возвращение навсегда»), анонсируя грандиозный тур по стране и затягивая под граммофон фирменное «О соле мио»...
Как в мире театральном благоговейно произносят имя Петра Фоменко, когда хотят сказать об эталоне служения искусству, так в музыкальном столь же трепетно относятся к имени славного оперного режиссера Бориса Покровского, также оставившего после себя «авторский театр» со своими принципами и канонами.