Лучшее оборудование для начинающего фотографа

Опубликовано 17 мая 2024 г.
Обновлено 17 мая 2024 г.
Лучшее оборудование для начинающего фотографа

Лучшее оборудование для начинающего фотографа

Прогресс в технологиях сделал любительскую фотографию доступной каждому. Почти любой смартфон оснащен фотокамерой (и не одной), создающей снимки приемлемого качества. Однако фотосъемка профессионального уровня все так же манит многих. Одни занимаются ею в качестве хобби, другие используют свои навыки и оборудование для заработка.

В любом случае, чтобы всерьез заняться фотографией, нужно обзавестись хотя бы минимальным парком оборудования и изучить азы фотоискусства. Только так можно полностью контролировать процесс, чтобы получать на выходе желаемый результат, не полагаясь на автоматизированные алгоритмы съемки и улучшения изображений. О том, какое фотооборудование вам понадобится для этого, мы сейчас расскажем. А промокоды Яндекс Маркет помогут купить все необходимое по самым привлекательным ценам.

Выбор первой камеры

Хоть профессионалы и утверждают, что «снимает фотограф, а не камера», от выбора фотоаппарата зависит очень многое. Как минимум не стоит рассчитывать на художественное качество снимков, используя бюджетную «мыльницу» или смартфон за 15 000 рублей. Для получения хороших фото и совершенствования мастерства нужно выбрать фотоаппарат, который имеет такие характеристики:

  • большой размер матрицы (не менее 4/3");

  • поддержку съемных объективов;

  • совместимость с внешними аксессуарами (вспышки, лампы, фильтры и т. д.);

  • наличие большого парка оптики в продаже.

Такие критерии сводят круг поиска к относительно крупным фотокамерам, которые выпускаются известными брендами: Canon, Nikon, Sony, Olympus, Pentax, Fujifilm. У техники каждого из этих производителей есть свои плюсы, минусы и особенности, часто становящиеся предметом споров. Особенно горячими (и столь же иррациональными) бывают противостояния между ценителями Canon и Nikon. Поэтому мы не будем акцентировать внимание на одном бренде, лишь выделив эти два как наиболее популярные. А популярность означает, что и аксессуаров для них выпускается больше всего.

Зеркальная или беззеркальная: плюсы и минусы

Когда-то все профессиональные фотокамеры и приближенные к ним модели были зеркальными, но сейчас эти времена в прошлом. Производители массово выпускают гаджеты как с традиционной системой зеркал, так и без нее. Обычно у крупных брендов параллельно присутствуют в ассортименте представители и первых, и вторых. Что лучше, сказать однозначно невозможно. Сделать правильный выбор поможет сравнение основных особенностей обеих групп:

  • Беззеркальные фотокамеры при идентичном размере матицы получаются немного компактнее и легче зеркальных, потому что лишены системы зеркал.

  • Сейчас объективы для беззеркальных моделей выпускаются очень активно, но пока их ассортимент не перевешивает таковой для зеркалок. Вероятно, в будущем беззеркалки выиграют, но, если вы хотите уже сейчас покупать недорогую оптику, в том числе б/у, зеркальные камеры выглядят предпочтительнее.

  • Из-за отсутствия некоторых подвижных частей (затвора, системы привода зеркала и т. д.) общая конструкция беззеркального аппарата более надежна. Однако ресурс механики в зеркалках большой, свыше 50–100 тыс. снимков, да и некоторые беззеркальные модели тоже оснащены механическим затвором. Поэтому реальное превосходство по надежности есть только у самых современных беззеркальных фотоаппаратов.

  • Беззеркальные фотокамеры намного больше подходят для записи видео. В этом режиме они не издают шумов, не подвержены износу (ибо не имеют механики зеркала), более удобны в фокусировке и предварительном просмотре кадра.

  • Зеркальный фотоаппарат показывает в видоискателе «живую» картинку без цифровых преобразований (это просто свет, прошедший через объектив и отраженный зеркалом в глаз оператору), а беззеркальный — оцифрованную (считанную с матрицы и выведенную на электронный видоискатель). Что лучше, сказать сложно, однако первый вариант меньше расходует заряд батареи.

Беззеркальная технология более перспективная, и будущее именно за ней. Если бюджет позволяет, лучше купить фотоаппарат именно такого типа. Но в бюджетном сегменте зеркалки пока предлагают больше возможностей за те же деньги, да и объективы для них обычно немного дешевле.

Полнокадровые и «кропнутые» сенсоры: что лучше для новичков?

Размер матрицы — один из ключевых параметров цифрового фотоаппарата. Чем она больше, тем больше света попадает в кадр, тем четче и чище будет изображение при недостаточном уровне освещения. Однако большая матрица увеличивает габариты как самой камеры, так и оптики для нее, а стоит такое оборудование дороже. 

Для сравнения размеров сенсоров используется термин кроп-фактор, указывающий, во сколько раз диагональ кадра и фокусное расстояние оптики будут меньше, чем у аналогичной старой камеры под пленку формата 35 мм, для получения одинаковой композиции кадра. На сленге фотографов матрицы меньших габаритов называются «кропнутыми».

В фотографии профессионального класса чаще всего встречаются следующие форматы:

  • средний формат (Medium) — самый крупный из выпускаемых массово (размер 44 х 33 мм), встречается только в профессиональной технике; 

  • полнокадровый (Full Frame) — идентичный размерам стандартной фотопленки 35 мм (36 х 24 мм);

  • APS-H — старый, но еще встречающийся формат со сторонами сенсора около 26,6 х 17,9 мм (кроп-фактор 1,3);

  • APS-C — популярный формат, по размерам составляющий 23,5 х 15,6 мм (кроп-фактор 1,5–1,6);

  • 4/3 (Four Thirds) — миниатюрные матрицы размером 17,3 х 13 мм (кроп-фактор 2).

Оптимальный выбор для начинающего фотографа — камера с объективом APS-C. У таких фотоаппаратов наблюдается оптимальное соотношение между габаритами и качеством съемки. Для них выпускается самый широкий ассортимент оптики и аксессуаров, а их стоимость заметно ниже, чем у полнокадровых и тем более среднеформатных.

Среди зеркальных камер формата APS-C новичку подойдут модели вроде Nikon D7500 или Canon EOS 250D. Из беззеркалок можно посоветовать Canon EOS M50 Mark II, Sony ZV-E10, Canon EOS M200 или Nikon Z30.

Объективы: первые приобретения

Профессиональные фотографы нередко имеют в арсенале больше десятка объективов, предназначенных для разных сценариев и условий съемки. Новичку такое разнообразие ни к чему, поскольку для начала стоит научиться качественно фотографировать хотя бы на один вид оптики. С другой стороны, одного комплектного («китового») объектива зачастую недостаточно для хороших фото. Ведь такая оптика хоть и подходит для многих задач, но со всеми справляется посредственно, да и высоким качеством она не выделяется. Лучше купить сам аппарат (body, или «тушка» на профессиональном сленге), а оптику к нему приобрести отдельно.

Оптимальный набор «стекол» для новичка — это три объектива:

  • портретный — для съемки людей в небольшом диапазоне расстояний;

  • широкоугольный — для пейзажных, интерьерных и архитектурных композиций;

  • репортажный — для фотосъемки динамических сцен в реальной жизни.

Специфические объективы вроде ультразума или сверхширокоугольного применимы в узких сферах, поэтому новичкам они нужны крайне редко. С покупкой такой оптики лучше повременить.

При выборе любого объектива значение имеют следующие характеристики:

  • Байонет. Разъем «стекла» должен соответствовать присоединительной платформе фотоаппарата. В некоторых случаях (но не всегда) несовместимую оптику можно подключить, используя специальное переходное кольцо. Однако при таком подключении может теряться часть функциональности: не работает стабилизация, электропривод зума, нарушается фокусировка в крайних положениях и т. д.

  • Фокусное расстояние. Чем оно больше, тем выше приближающая способность объектива. Для каждого сценария съемки требуются свои оптимальные значения фокусного расстояния. Также при выборе универсальной оптики (совместимой как с APS-C, так и с полным кадром) нужно учитывать кроп-фактор. Например, при фокусном расстоянии 55 мм на APS-C в кадр поместится примерно столько же объектов, сколько на FullFrame при 85 мм.

  • Светосила, или диафрагма. Параметр, указывающий на способность оптики пропускать свет. Указывается в виде дроби, отражающей диаметр глазка объектива относительно фокусного расстояния. Например, диафрагма F/2,8 при ФР 55 мм означает, что глазок имеет размер примерно 19,6 мм. Обычно изменяется в определенном диапазоне, например F/3,5–5,6. Чем больше значение знаменателя, тем меньше будет светосила, потому что уменьшается диаметр отверстия «зрачка».

  • Зум. Объективы с переменным фокусным расстоянием могут приближать и отдалять объект съемки, изменяя ФР. Они более универсальные, но немного хуже справляются с узкоспециализированными сценариями (вроде студийного портрета). Оптика с фиксированным ФР («фикс») не поддерживает зум, но идеально справляется с тем жанром съемки, для которого она предназначена.

  • Стабилизация. Некоторые объективы оснащаются механизмами OIS, которые устраняют мелкие движения фотоаппарата при съемке за счет подвижности линз. Они дороже, зато лучше справляются со съемкой с рук, обеспечивая более четкие снимки.

По этим критериям осуществляется выбор любого типа объектива. Мы же ограничимся тремя видами, оптимальными для новичков.

Портретные объективы: зачем нужны и какие выбрать

Портретные объективы лучше всего подходят для съемки людей. Они не искажают пропорций тела и способны четко фокусироваться на человеке в кадре. Для камер APS-C оптимальное фокусное расстояние такого «стекла» — 50–85 мм. Отдавайте предпочтение «фиксам», так как они более светосильные. Для портретной съемки этот параметр важен: диафрагма должна быть не меньше F/2,8 (а желательно F/1,8).

Широкоугольные объективы: откройте мир широкого ракурса

Широкоугольным называется объектив с фокусным расстоянием менее 50 мм для полного формата или 30 мм — для APS-C. Чем меньше ФР, тем больше объектов помещается в кадр при неизменном расстоянии съемки, но тем сильнее заметны искажения форм по краям картинки.

Чтобы снимать пейзажи, фотографировать здания и интерьеры, делать групповые фото и т. д., желательно выбрать универсальный «ширик» с переменным фокусным расстоянием. Комплектная оптика для камер APS-C обычно имеет значения ФР 18–55 мм (или около того), но для более качественных снимков лучше сузить этот диапазон. Например, взять «стекло» с фокусным расстоянием 18–35 мм.

«Фиксы» тоже заслуживают внимания, при равной цене они более светосильные, но менее универсальные. Выбирайте оптику с ФР от 24 до 35 мм, как наиболее распространенную и доступную. Независимо от типа объектива (зум или «фикс»), не забывайте про диафрагму. Наименьшее приемлемое значение — F/3,5. Если светосила будет больше (F/2,8 или F/1,8) — еще лучше.

Репортажные объективы: быстро и эффективно

Репортажные объективы предназначены для динамичной съемки различных событий. Это могут быть торжественные мероприятия, спортивные соревнования, концерты, массовые гуляния и т. д. В таких условиях важно быстро запечатлеть интересный кадр, поэтому оптика должна быть универсальной.

Приветствуется поддержка широкого диапазона фокусных расстояний с возможностью как широкоугольной, так и телефотосъемки. Для APS-C оптимальный диапазон — от 15–20 до 135–140 мм. Светосила не так важна, как при портретной или интерьерной съемке, поэтому ею можно пожертвовать. Допустимое значение — F/4, но лучше — F/2,8 или около того.

Аксессуары, которые необходимы каждому

Помимо фотокамеры и оптики для нее, вам точно понадобятся дополнительные комплектующие аксессуары. Они необходимы для обеспечения качественной съемки в любых условиях.

Штативы: стабильность изображения в любых условиях

Чтобы делать четкие фото в условиях, когда не нужно часто перемещаться, но требуется обеспечить выдержку кадра, понадобится штатив. Он облегчит труд фотографа и избавит от смазанных фото. Штатив может быть алюминиевым, стальным, углепластиковым или из другого материала. При выборе учитывайте:

  • размеры;

  • допустимую нагрузку;

  • простоту транспортировки;

  • возможности настройки положения головки;

  • цену.

Тяжелый штатив обеспечит высокую устойчивость, но он неудобен в транспортировке. Слишком легкий, напротив, прост в перемещениях, но может иметь недостаточную стойкость и надежность. Поэтому нужно искать компромиссные решения.

Внешние вспышки: осветите свои снимки

Чтобы обеспечить качественное освещение в кадре при интерьерной и портретной съемке, нужна хорошая вспышка. Они бывают как монтируемыми на камеру, так и отдельно стоящими. Первые проще, вторые имеют больше возможностей. Например, можно подобрать оптимальный угол падения света для получения нужной композиции.

Отдельно стоящие вспышки удобно объединять в группы, чтобы подсвечивать предмет съемки с разных сторон. Однако в таком случае понадобится еще и синхронизатор, с помощью которого несколько ламп будут одновременно срабатывать по сигналу с камеры.

Фильтры и сумки: защита и удобство транспортировки

Чтобы защитить фотоаппарат от повреждений при транспортировке, а также носить все необходимое вместе без лишних усилий, выберите хорошую сумку. Она должна быть выполнена из прочной ткани, иметь хорошее наполнение (поролон и т. д.) для защиты от ударов, тряски и переохлаждения техники (в зимнее время), удобную ручку или ремень для ношения.

При выборе сумки учитывайте габариты как фотоаппарата, так и сопутствующих гаджетов. Главное, чтобы в нее помещалось все необходимое: камера, сменный объектив (а то и не один), запасные аккумуляторы, фильтры, карты памяти и т. д.

Чтобы защитить линзы объективов от повреждений, а также менять характер фото без обработки, вам потребуются светофильтры. Они бывают не только защитными:

  • ультрафиолетовыми, инфракрасными (отсекают лишнее невидимое излучение);

  • поляризационными (устраняют блики и переотражения света);

  • нейтральными (регулируют количество поступающего света);

  • эффектные (создают различные эффекты кадра без редактуры).

Использование фильтров в документальной и художественной съемке — целая наука, которую новичку постичь порой нелегко. Поэтому не нужно сразу покупать целую пачку разных насадок. Главное — обзавестись защитными фильтрами, которые спасут оптику от загрязнений, царапин и сколов.

Дополнительное оборудование

Чтобы всегда иметь возможность снимать фото, не оказавшись с фактически нерабочим фотоаппаратом в руках, запаситесь картами памяти и сменными аккумуляторами. Особенно если собираетесь много снимать вне помещений, где нет возможности подзарядиться или выгрузить отснятый материал на компьютер, чтобы освободить место.

Карты памяти: сколько и какие лучше выбрать?

Чтобы у вас всегда было место для записи новых кадров, нужно обзавестись несколькими картами памяти. Когда место на одной закончится, можно быстро установить новую и продолжить съемку. Поскольку фотографии занимают немало места, на объеме экономить не стоит. При этом две карты поменьше предпочтительнее, чем одна большая в плане надежности хранения данных. То есть лучше взять 2 флешки по 64 Гб, чем одну на 128 Гб. Но 2 по 128 Гб — еще лучше.

Помимо объема, имеет значение скоростной класс. Чтобы снимки писались в память без задержек, используйте только накопители, помеченные как UHS. При этом учитывайте класс UHS (U1, U2, U3): чтобы флешка работала на полную, камера тоже должна поддерживать этот класс скорости.

Аккумуляторы и зарядные устройства: всегда в работе

Запаситесь сменными аккумуляторами для фотоаппарата. Обязательно иметь одну запасную батарею, а лучше — две. Предпочтительны именно оригинальные аксессуары, но при их недоступности (или желании сэкономить) можно купить совместимую «банку» стороннего производителя (Raylab, DigiCare, Kingma и т. д.).

Помимо батарей, купите внешнее зарядное устройство, которое позволит восполнить заряд вне камеры. При таком подходе не нужно запасать много батарей, потому что, пока один аккумулятор в работе, второй заряжается. Также, если планируется часто снимать вне помещений, вдали от розетки, купите универсальный внешний аккумулятор. Он позволит подзаряжать фотокамеру «на ходу», а при наличии входа USB (Micro или Type-C) на ЗУ — и запасную батарею.

ПО для обработки фотографий

Снимки, полученные с камеры, обычно нужно редактировать. Для постобработки нужно программное обеспечение, которое позволяет изменить размеры снимков, ретушировать дефекты, корректировать свет, добавлять эффекты и т. д.

Выбор программы для редактирования: от начинающего до профессионала

Существует множество программ для работы с фото, самые известные из которых — Adobe LightRoom и Photoshop. Однако их функциональность (особенно второй) зачастую избыточна для новичков. Поэтому стоит присмотреться к ПО попроще:

  • ФотоМАСТЕР;

  • Paint Net;

  • Movavi Фоторедактор;

  • PhotoScape;

  • GIMP.

Используя простой и бесплатный софт, такой как Paint.Net, можно легко освоить азы обработки фотографии. По мере совершенствования навыков и расширения потребностей вы можете переходить к освоению ПО посложнее, вроде бесплатного GIMP или платного Adobe Photoshop.

Советы по началу работы в фотографии

Для того чтобы научиться фотографировать на профессиональном уровне, недостаточно купить необходимое оборудование. Большое внимание нужно уделить обучению, которое даже более важно, чем качество снаряжения. Ведь талантливый и опытный мастер может получать шедевры даже с помощью недорогой камеры и оптики. А вот человеку, который впервые взял зеркалку в руки, даже с каким-нибудь Canon EOS R3 за 500 000 рублей результат никто не гарантирует.

Постижение всех тонкостей фотоискусства — долгий процесс, требующий многолетней практики. Но просто научиться фотографировать на базовом уровне можно намного быстрее, а уже далее постепенно развиваться, совершенствуя мастерство.

Как правильно настроить камеру

Чтобы получать снимки художественного качества, обязательно снимайте в ручном режиме. Ведь при автоматической съемке от фотографа мало что зависит, совершенствовать умения с ним не получится. Научитесь управлять такими параметрами:

  • Формат фото. RAW — это «сырой» снимок, пригодный для глубокой обработки, а JPEG — готовое изображение, которое проще слегка корректировать. Для начала можно снимать в JPEG, но, если память позволяет, можно записывать параллельно копии в JPEG и RAW.

  • Баланс белого. Научитесь выставлять баланс белого для получения естественных цветов или, напротив, особых эффектов.

  • ISO. От этого показателя зависит светочувствительность матрицы. Чем он выше, тем больше света улавливает камера, но тем больше и шумов.

  • Диафрагма. Регулируйте количество света, поступающего на матрицу, с помощью апертуры. Этот параметр изменяет размер «зрачка» объектива. В целом чем он больше, тем больше света, но иногда его становится слишком много.

  • Фокусировка. Научитесь определять, в каких условиях лучше сфокусироваться вручную, а когда — положиться на автофокус камеры.

  • Выдержка. Этот показатель указывает, сколько времени свет поступает на матрицу, в секундах (или долях секунды). Чем она длиннее, тем больше света проходит через объектив. Параметр напрямую связан с чувствительностью: при выдержке 1/100 секунды и ISO 100 освещенность снимка будет примерно такой же, как и при 1/50 и ISO 200 или при 1/25 и ISO 400. Однако при повышении количества улавливаемого света за счет выдержки на матрице проявляется меньше шумов, чем при достижении того же эффекта за счет ISO.

Узнать больше о каждом из этих параметров и научиться правильно им пользоваться в разных сценариях съемки помогут обучающие материалы.

Основы композиции в фотографии

Чтобы получать снимки художественного качества, важно научиться правильно располагать объекты в кадре. От этого зависит, насколько гармоничным и приятным глазу будет снимок. Для разных сценариев записи применяются разные принципы, но существует ряд общепринятых правил, проверенных временем:

  • правило третей;

  • золотое сечение;

  • золотые треугольники;

  • правило диагоналей;

  • правило нечетных объектов;

  • правило формата;

  • правило симметрии;

  • обрамление;

  • контраст объекта и фона и т. д.

Используя эти приемы, вы получите красивые фотографии, которые будет приятно смотреть вне зависимости от качества изображения. Со временем, набравшись опыта, за счет различных композиционных приемов вы научитесь получать шедевры независимо от камеры, объектива и условий проведения съемки.