Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
...В Перми продолжается фестиваль “Владимир Спиваков приглашает”: маэстро привез в отнюдь не депрессивный город мощную гвардию молодых талантов — певицу-сопрано Алевтину Яровую, кларнетиста Михаила Меринга, трубача-солиста Кирилла Солдатова, многих других.
…В доме №14 по Леонтьевскому переулку Евгений Федорович прожил почти 20 лет, вплоть до своей кончины в 2002-м. И сегодня в три часа дня здесь соберутся все его близкие друзья и соратники — Лановой, Градский, Добронравов, Пахмутова, дирижер Госоркестра им. Светланова Марк Горенштейн.
Юрий Башмет всё чаще в последнее время садится за… фортепиано. Тянет. Вот и в четверг он приветствовал тушем входящего на сцену БЗК Дениса Мацуева — нового лауреата премии им. Дмитрия Шостаковича.
…С 39-летним итальянским скрипачом Сергеем Крыловым в Москве ситуация примерно такая: мало кто слышал, но все уже заведомо любят. Готовы любить даже страстно. Ведь прошел слушок, что он настоящий.
Юрий Башмет всё чаще в последнее время садится за… фортепиано. Тянет. Вот и вчера он приветствовал тушем входящего на сцену БЗК Дениса Мацуева — нового лауреата премии им. Дмитрия Шостаковича.
Все церемонии одинаково скучны. Кто там идет по красной дорожке… Вчера на вручении “Ники” за кинодостижения-2009 никаких дорожек, по счастью, не было. Театр оперетты едва вместил страждущих, долго рассаживались, громко хлопать не хотели, пока Гусман не прикрикнул: “У нас ощущение праздника, как в морге №7! Работаем для телевидения! Эфир!”
Беда не приходит одна. В драматическом театре имени Станиславского, что на Тверской, ко всем неприятностям добавился еще и ночной пожар. Можно ли считать его случайностью, судя по тому, как складывались и развивались там события в последнее время?
…В моем опыте это впервые: никто не аплодировал оркестру в финале грандиозной симфонии. Все просто молча разошлись. Странное впечатление. Такое тупое чувство недосказанности. Хотя… по-своему это тоже красиво.
Два имени – две легенды. Пусть негромкие, пусть для знающих; но тем лишь выше оценка. Впрочем, Гринденко и Лисицына удивляли всегда.И 4 апреля, на Пасху каждая из них покажет класс, хотя это будет нелегкий концерт.
Завтра, 30 марта Госоркестр им. Светланова в память о погибших в московском метро исполнит Девятую симфонию Густава Малера.
В пятницу в полдень в цехах бывшего завода стеклотары для парфюма и аптек (ныне арт-пространство “Флакон” на “Дмитровской”) открылась монументальная выставка комиксов журнального художника Александра Котлярова, реконструирующих атмосферу последнего процесса над Ходорковским и Лебедевым.
Все привыкли, что популярнейший фест “Владимир Спиваков приглашает…” проходит в Москве, в Доме музыки. Раз в два года (начиная с 2001-го). Но ныне традиция будет прервана: во-первых, форум получает статус всероссийского, а во-вторых, начнется он вскоре в новой культурной столице РФ — в Перми. 5 дней торжества музыки, где ставка сделана на молодых!
После концерта Анны Юрьевны в Большом зале консерватории (23 числа с.г.), москвичам (и даже – что странно – самым критичным из них) ничего другого не оставалось, как в очередной раз присягнуть примадонне на верность. За ее романсы Римского-Корсакова и Чайковского. За необычайную женственность…
Итак, вчера, в половине восьмого вечера у входа в собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии была давка ничуть не меньшая, чем днем ранее в БЗК на концерт Анны Юрьевны Нетребко. Играли STABAT MATER – ораториальные гимны Гайдна и Вивальди.
А не замахнуться ли нам на наше, понимаешь, Министерство культуры? Которое не те акценты ставит, не туда деньги казенные бухает? Не создать ли свое, альтернативное, что стояло бы на страже не попсы, а искусства настоящего, немассового?
…Миленькая. Валенька. У ее ног вчера была вся страна. Шли люди к Театру эстрады, но по дороге срывались — стояли, закрыв лицо руками. Да у каждого — не по два цветочка, а пышные свежие букеты, такие неформальные дарят только по любви.
С Сары Мун сегодня открылось Фотобиеннале в Москве. И не только с нее, разумеется. Но она, в отличие от многих, не статична. Интригует всегда.
…«Добрый вечер, дамы и господа! Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд», – сказал, появившись на сцене БЗК, британский актер Роджер Мур: его чтением на английском «Карнавала животных» Сен-Санса завершался виолончельный фестиваль Бориса Андрианова.
Знатоки настоящего фотоискусства и просто любители хорошего снимка, пришло ваше время! Ведь с сегодняшнего дня в Москве стартует Международный месяц фотографии. Благодаря “Фотобиеннале-2010” появится уникальная возможность увидеть весь мир через объектив фотокамеры.
Ну шо вам сказать за Одессу? Стоит себе город, благоухает; весна. Как стоит на Пушкинской, 9 и двухэтажный Музей западного и восточного искусства, где два года назад воришка взял и вырезал из рамы знаменитую картину Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» (оценка – под 100 млн. евро). Так вот теперь, по уверениям г-на Островского, директора музея, картину (схожую с украденной) кое-кто видел на одном из российских интернет-аукционов. Каком, правда, так и не ясно.
Stabat Mater (стояла Мать [скорбящая]) – это знаменитый латинский католический гимн, поэтическая секвенция (текстомузыкальная форма) якобы пера францисканского монаха Jacopone da Todi (Джакопоне из Тоди). Особенно с XVIII века на эту жанровую форму пишутся многочисленные кантаты и оратории, две из которых – Вивальди и Гайдна – вы услышите 24 марта в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Еще два года назад в Музее западного и восточного искусства ночной воришка вырезал из рамы знаменитую картину Караваджо “Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды”. Так вот теперь полотно якобы продается на одном из столичных интернет-аукционов!
Три года как Мстислава Леопольдовича нет на свете, а вспоминают о нем всё с той же обостренной актуальностью, что и при жизни: имя чуть не раздирают на части, дорогой бренд то конкурсу хотят присвоить, то фестивалю… А почему?
“Ненасытный музыкальный аппетит” Ростроповича, “постмодернистские поделки” Десятникова, “преувеличенное глубокомыслие” Плетнева… Что это — выдержки из критических заметок в “МК”? Отнюдь: это цитаты из новейшего (2010) и претендующего на солидность словаря музыковеда Левона Акопяна “Музыка XX века”.
Ненасытный музыкальный аппетит» Ростроповича, «постмодернистские поделки» Десятникова, «преувеличенное глубокомыслие» Плетнева… Что это — выдержки из критических заметок в «МК»? Отнюдь: это цитаты из новейшего (2010) словаря «Музыка XX века».
Концерт — 4-частный, минут на сорок, целое отделение. Разумеется, едва ли не любое (тем более мелодическое) произведение ныне живущего композитора можно воспринимать как игру в “Угадай мелодию”, ведь написать прямо-таки новый, ни на что не намекающий мотив почти невозможно.
Скорое закрытие БЗК погонит меломанов (хочешь — не хочешь) осваивать новые, доселе незамечаемые академистами, залы. И вот хороший повод: 30 и 31 марта Капелла Полянского играет концерты под общим названием «Духовная музыка на Страстной неделе» — где? — в так называемом Дворце на Яузе на «Электрозаводской».
Пока проклятые империалисты в лондонском Уэст-Энде играли мировую премьеру нового мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера «Любовь не умирает никогда», мы в тот же час вкушали в БЗК не менее мировую по своей нареченности премьеру концерта-симфонии Рыбникова.
Роман родился в Москве, в 1976 году. Окончил Гнесинскую школу, в консерватории — подчеркнуто — не учился, сразу уехал в Лондон к своему педагогу Андриевскому. Там и занимался в Королевском музколледже и в аспирантуре Guildhall School of Music and Drama.
Ситуация с экспресс-реставрацией Большого зала Московской консерватории (его закроют в мае с.г.) потихонечку заходит в клинч, все более напоминая подготовку олимпийских объектов к Сочи-2014. Никто ничего не понимает. Информация доходит, как свет от далеких звезд.