Лев Колодный
Публикаций: 335
Эта фотография президента Российской академии художеств Зураба Церетели сделана в его мастерской накануне 88-летия художника. Оно случится в начале января, когда все газеты, включая «МК», не выходят на бумаге. Поэтому редакция решила опубликовать этот снимок фотохудожника Серги Шагулашвили в предновогодние дни. И сопроводить его текстом Льва Колодного, автора новой книги «Заложник вечности», изданной «Творческой мастерской» в 2021 году.
Много лет спустя после окончания Великой Отечественной войны, в романе «Живые и мертвые» Константин Симонов написал о том, о чем умалчивали газеты и радио, когда германские танки загрохотали по полям Московской области. Много лет до перестройки и гласности замалчивалось трагическое событие, которое на четверть века отдалило заслуженное решение о присвоении Москве почетного звания «Города-героя».
Разбитых в XVIII-XIX веке на месте стен Белого города бульваров - десять. Три из них переняли названия близлежащих улиц Пречистенки, Тверской и Покровки. Два бульвара хранят память о разрушенных до основания в богоборческие годы Никитском и Страстном монастырях. Три бульвара Петровский, Рождественский и Сретенский находятся вблизи сохранившихся, хоть с потерями трех монастырей. Название у реки перенял Яузский бульвар.
До и после войны, пока Хрущев не передал жилищное строительство в столице в руки правительства Москвы, жилые дома возводили все министерства и ведомства. В 1937 году Наркомат связи СССР по проекту Евгения Вейса (уроженец Будапешта, что, по-видимому, послужило поводом для ареста и расстрела) и Юлия Шасса построили на Сретенском бульваре, 5, семиэтажный жилой дом на 32 квартиры для руководящих работников.
Чекисты трижды арестовывали одного из самых известных журналистов Советского Союза Алексея Гарри. На допросе в 1930 году он сообщил, что родился в Париже в 1898 году. На допросе в 1937 году называл другую дату - 1902 год, объяснив, что возраст себе набавлял, чтобы считаться совершеннолетним.
О том, что на Сретенском бульваре, 4, в «1930-х годах жил публицист и автор исторических биографий Д. И. Заславский», первым написал Виктор Сорокин в 2000 году, когда стало поветрием менять знаки плюс на минус в истории Октябрьской революции и предавать забвению ее деятелей. Но в свои преклонные годы старейший краевед Москвы счел нужным упомянуть в путеводителе Давида Заславского.
В подшивке газеты 1924 года, ставшей потом «Московским комсомольцем», в номере за 20 сентября я неожиданно увидел карикатуру на члена правительства РСФСР народного комиссара просвещения Луначарского. Не заметить ее было невозможно. Она помещалась на первой полосе рядом с названием «Молодой ленинец», присвоенным редакции «Юношеской правды» после смерти Ленина. Рисунок назывался «Донаркомпросился..».
Сын московского живописца и внук раввина Владимир Янкилевский родился за три года до начала войны. В эвакуации томился и голодал в Чувашии. Как все ныне известные и продаваемые на аукционах художники «актуального искусства», учился совсем не тому, чем прославился. В детстве занимался в знаменитой школе при художественном институте имени Сурикова Академии художеств СССР. Высшее образование получил в Полиграфическом институте на факультете графиков, стал иллюстратором книг и журналов.
В доме на Сретенском бульваре, 6, жили известные в свое время деятели правящей партии страны, хотя чаще всего они получали квартиры в жилом комплексе на улице Грановского (ныне Романов переулок) и в «Доме на набережной».
На Сретенском бульваре в доме 6 Фрида Вигдорова жила со дня рождения в 1915 году и до начала Великой Отечественной войны. Ее отец и мать – учителя, которые могли до революции позволить себе жить в квартире одного из лучших и дорогих доходных домов. Дочь пошла по их стопам. С дипломом педагогического института уехала по распределению на Урал, в Магнитогорск. Вернулась, отслужив положенное, в Москву.
Сретенский бульвар служил местом прогулок профессорам и ученикам Училища живописи, ваяния и зодчества, вписавших свои имена в историю русского искусства XIX-XX века. И в наш век его считают своим студенты академии Ильи Глазунова, вернувшего художникам утраченное ими в дни войны легендарное здание на Мясницкой.
В интервью, которые часто берут у Эрика Булатова, чьи картины на аукционах покупают за миллионы долларов, он не рассказывает, почему русский папа и еврейка мама дали ему имя, популярное у татар и шведов. Отец - член партии с 1918 года - по любви женился на девушке, попавшей в Россию из Польши, говорившей по-польски и на идише. Спустя двадцать лет после установления власти Советов, революционеры объявлялись шпионами и врагами народа. В 1937 году коммуниста Владимира Булатова исключили из партии.
Где обитали в свои лучшие годы на чердаках и в подвалах «Художники Сретенского бульвара» рассказал Анатолий Брусиловский. Все началось с того, что в 1968 году на чердаке дома «Россия» первыми обустроились Илья Кабаков и Юло Соостер. К тому времени они двадцать лет своих персональных мастерских не имели. «Это положило основание целой художественной колонии, - пишет Брусиловский.
В дни войны на Урале, в Магнитогорске мои родители подружились с четой Кабаковых. Наша семья и они эвакуировались из одного города - Днепропетровска, захваченного немцами. Бездетная пара с завистью смотрела на меня с сестрой и часто вспоминала любимого племянника Илью, моего ровесника, оказавшегося в Самарканде с матерью. Из ее писем, они читались вслух, я узнал, что Илья учится в художественной школе, чему позавидовал.
В Москве, в несохранившемся доме на Сретенском бульваре, 11, в 1830 году в семье потомственного дворянина офицера Александра Ефремова родился сын Петр. Его считают выдающимся библиофилом, библиографом, редактором, историком, литератором, сатириком.