Эко-косметика: определение, правила выбора

Опубликовано 14 декабря 2023 г.
Обновлено 29 декабря 2023 г.
Эко-косметика: определение, правила выбора

Для покупателей косметики важно природное происхождение ингредиентов крема, геля или шампуня. Продавцы учитывают этот тренд, поэтому все больше товаров для здоровья и красоты позиционируются как натуральные или органические. Особый упор делается на безопасность продуктов для окружающей среды. Подобные предложения относят к категории экокосметики. Направление появилось не так давно, но его уже нельзя назвать экзотикой. Сегодня экологичные косметические товары можно купить во многих местах буквально в пару кликов, причем со скидкой. Например с промокодом Рив Гош.

Понятие «экологичность» может означать многое: от самого наличия натуральных ингредиентов (пусть это даже будет всего 5%) до полного отказа от компонентов животного происхождения и «вредных» упаковок. Далеко не все, что обозначается этим термином, относится к категориям Natural и Organic. Как определить соответствие продукта стандартам и что вообще представляет собой экокосметика, вы узнаете из этой статьи.

Что такое экокосметика

Экокосметика — продукт так называемого «зеленого маркетинга». Это стратегия продвижения товаров, безвредных для окружающей среды. Компания подчеркивает, что ее продукция экологична, упаковка сделана из переработанных материалов, производство никак не вредит природе и т. д. Популярность эконаправления стабильно растет. По опросам, для трех из четырех потребителей косметики в мире экологическая ответственность бренда важна при выборе.

К сожалению, хватает недобросовестных продавцов, использующих эту тенденцию для продвижения. Они позиционируют себя защитниками окружающей среды, не предпринимая для этого реальных усилий. Такая стратегия известна как гринвошинг, или «зеленый камуфляж». Из-за подобных шарлатанов падает доверие к экологическому маркетингу в целом, но это не значит, что нужно отказываться от натуральных и органических товаров. Просто следует тщательнее изучать историю и репутацию брендов.

Производители экокосметики не ограничиваются понятиями «натуральная» и «органическая», о которых мы подробно поговорим немного позже. На рынке встречается много оригинальных концепций:

  • Веганская косметика. Суть в отказе от использования ингредиентов животного происхождения. Количество защитников животных постоянно растет, и такой подход получает полное их одобрение. Сертифицировать товары подобным образом нелегко из-за высоких требований к процессу производства. Например, ведутся споры, можно ли использовать в производстве молоко и молочные продукты.

  • Полный цикл. Людям нравится представлять, как растения и травы заботливо выращиваются в заповедной зоне и деликатно перерабатываются там же в компоненты кремов, масок и шампуней безопасным для природы способом. Подобный подход действительно исповедуют отдельные премиальные бренды в США и Европе. Но, если малоизвестная компания просто заявляет о полном цикле производства без доказательств, в этом следует усомниться.

  • Безотходная косметика. Здесь речь об упаковке или самом процессе производства, не загрязняющем окружающую среду. Например, упаковку делают из переработанных материалов с возможностью последующей переработки или легкого безопасного уничтожения.

  • Без воды. Экономия воды — тоже достаточно популярная тема среди экоактивистов. Это стало поводом к появлению новых косметических продуктов с минимальным содержанием H2O или вовсе с нулевым ее процентом: твердых шампуней, кондиционеров для волос и т. п. Некоторые производители пошли дальше, предлагая средства, для смыва которых почти не нужно воды.

  • Без пластика. Микропластик содержится во многих ингредиентах, используемых в декоративной косметике. Отдельные бренды уже заявили о своем полном отказе от этого компонента.

Каждый год на рынке экокосметики появляются новые интересные тенденции. Некоторые направления выглядят спорно, но тоже как минимум заслуживают внимания.

Согласно самому известному европейскому стандарту Cosmos-standard, ингредиенты косметического продукта делятся на 5 категорий: воду, компоненты минерального происхождения, растительные элементы, полученные физическим или химическим способом, и остальные. Для присвоения маркировки Natural или Organic пропорции категорий должны соответствовать определенным критериям. О требованиях разных зарубежных стандартов мы расскажем ниже, а пока поговорим о том, как классифицируют экокосметику в России.

Что такое натуральная косметика

Обязательного стандарта для экокосметики в РФ пока нет. Есть служба добровольной сертификации BIORUS, появившаяся в 2011 году. Требования этой организации не такие жесткие, как у ведущих международных стандартизаторов, но достаточно к ним приближенные. Экспертизу проводит Национальное общество косметических химиков — независимая ассоциация под руководством Татьяны Валентиновны Пучковой. 

Согласно стандарту BIORUS, натуральной считается продукция, содержащая минимум 95% натуральных ингредиентов или идентичных им искусственных компонентов. Уровень синтетических добавок не может превышать 5%. При подсчете не учитывается объем воды. Органические элементы должны присутствовать, но их количество не регламентируется. Запрещено использование упаковки, переработка которой может вызвать трудности или несет потенциальную угрозу окружающей среде. На проверку принимаются только товары, прошедшие госрегистрацию или задекларированные по ТР ТС 009/2011.

Что такое органическая косметика

Для этой категории BIORUS требует, чтобы в состав входило минимум 10% органических ингредиентов. В остальном то же самое, что и для стандарта «Натуральный», — максимум 5% синтетических компонентов, вода при подсчете пропорций не учитывается, экологичная упаковка.

В составе натуральной или органической косметики не должно быть радиоактивных веществ, генетически модифицированного сырья, наноматериалов. Продукты нельзя испытывать на животных, для отдельных компонентов такое тестирование допускается. Разрешение на присутствие синтетических элементов не означает «мягкость» стандарта. Искусственные ингредиенты, в частности, помогают увеличить срок годности косметического средства. К ним тоже выдвигаются конкретные требования в плане экологичности.

Почему стоит пользоваться экокосметикой

Еще древние врачи советовали использовать в качестве лекарств только то, что можно безбоязненно употребить в пищу. В отношении косметики такая рекомендация выглядит вполне разумно. Вещества, содержащиеся в кремах, гелях, шампунях, проникают сквозь кожу в кровеносную систему и распространяются по всему организму. То есть влияют на здоровье. Можно ли на 100% утверждать, что продукт, соответствующий экостандартам, полностью безвреден? Наверное, нет. Мы не можем предугадать, какую угрозу найдут ученые завтра в компонентах, которые сегодня считаются безопасными и даже полезными. Но то, что качественная экокосметика несет на порядок меньшие риски, чем традиционная, — факт. 

Забота об окружающей среде тоже имеет значение. Многим важно ощущать, что они не вредят экологии, и эта аудитория постоянно растет. В западных странах тенденция проявляется особенно ярко, но и в РФ она заметна. Если собрать широко декларируемые преимущества экологичной косметики вместе, получится примерно следующее:

  • целительный природный эффект;

  • безопасность для здоровья;

  • подходит для всех типов кожи;

  • нет аллергических реакций;

  • полная безвредность для окружающей среды.

Некоторые утверждения можно оспорить. Аллергии являются реакцией организма на конкретные раздражители. Неважно, натуральные они или искусственные. Поэтому всегда нужно изучать состав, чтобы выявить нежелательные ингредиенты. То же самое с типом кожи. Натуральное не значит универсальное. Перед выбором продукта никогда не помешает проконсультироваться с дерматологом. Эти моменты не умаляют достоинств экокосметики, просто не нужно считать любого ее представителя неким волшебным эликсиром.

Как выбирать экокосметику

При выборе косметики нужно ориентироваться на бренд и состав продукта. Имя производителя часто само по себе становится знаком качества. Но на рынке хватает интересных предложений и малоизвестных торговых марок. О качестве товаров таких поставщиков многое может сказать происхождение сертификатов. 

Сертификаты для косметики

Наличие сертификата позволяет удостовериться, что продукты соответствуют определенному экостандарту. Если нет свидетельства экспертизы, утверждения производителя об экологичности — классический гринвошинг. Более того, такая косметика может оказаться опасной для здоровья. Кроме российской ассоциации BIORUS, существуют авторитетные зарубежные организации, знак качества которых станет убедительным доказательством надежности бренда.

Cosmos-standard

Начнем с самого известного контролера. Европейский Cosmos-standard был принят в 2009 году. В его создании участвовали ассоциации из нескольких стран: BDIH (Германия), Soil Association (Великобритания), ICEA (Италия), Cosmebio и Ecocert (Франция). В положении подробно описаны все аспекты производства, маркетинга и контроля качества натуральной и органической косметической продукции, прошедшей сертификацию. Главные моменты:

  • происхождение и способы получения ингредиентов;

  • полный химический состав продукта;

  • изготовление, хранение и упаковка;

  • соблюдение экологических требований;

  • маркировка товаров и менеджмент;

  • сертификация, инспекция, контроль.

Если проверка прошла успешно, бренд получает право использовать маркировку Cosmos-Natural или Cosmos-Organic. Натуральным считается продукт, содержащий от 95% природных компонентов. Органика должна присутствовать, но ее процент не регламентируется. Производитель может при желании отобразить этот показатель на упаковке (только сзади). Маркировка Cosmos-Natural может иметь любой согласованный цвет, кроме зеленого.

Знак Cosmos-Organic говорит о том, что в составе от 20% органических ингредиентов. Среди компонентов растительного происхождения таких должно быть минимум 95%. Процент органики обязательно указывается на упаковке. Маркировка бывает зеленой, белой, черной или другого цвета, согласованного с контрольным органом.

Сертификаты можно получить и для отдельных ингредиентов. Органические компоненты маркируются Cosmos Certified, искусственные — Cosmos Approved. Больше информации о стандарте есть на его официальном сайте. Там же можно проверить подлинность сертификата конкретного производителя. Из компаний, работающих в России, независимую экспертизу Cosmos-standard прошли: Natura Siberica, Organic Shop, Mi&Ko Care, Playtoday, Little Siberica, Amoveo cosmetics.

Остальные

Сертификаты ассоциаций, учредивших Cosmos-standard, тоже можно считать достаточным знаком качества:

  • BDIH. Этот немецкий бренд появился в 1951 году, сертификацией натуральной и органической косметики занимается с 2000 года.

  • Ecocert. Французская организация, гарантирующая экологическую чистоту продукта. Маркировка Bio означает, что минимум 95% компонентов имеют растительное происхождение, Eco — от 50%. Сертифицировать можно и отдельные ингредиенты.

  • Soil Association. Английская ассоциация, основанная в 1946 году. Именно она считается автором понятия «органическая» в отношении косметики. Здесь тоже два вида маркировки: Natural и Organic. Стандарт предусматривает ежегодную проверку производителей на соответствие экологическим требованиям.

  • ICEA. Институт сертифицирования в Италии. Косметика, прошедшая проверку, маркируется как Eco Bio или Natural.

  • Cosmebio. Объединение производителей косметики, созданное во Франции в 2002 году. Ассоциация выдает сертификаты Bio и Eco.

В США рынок органической косметики контролирует Министерство сельского хозяйства. Маркировка USDA Organic подтверждает, что деятельность предприятия соответствует государственным стандартам. В Китае такую сертификацию проводит правительственное агентство CNCA, а конкретно — центр CQC. Свои стандарты действуют и в других странах.

В России право на производство и продажу косметической продукции определяется регламентом Таможенного союза ТС 009/2011. Обязательна декларация соответствия или свидетельство о государственной регистрации. Документы действуют на всей территории ТС. Компания может также получить добровольный сертификат соответствия. Он подтверждает ответственность производителя, но не гарантирует, что его товары соответствуют стандартам Natural или Organic. Если продавец не готов предъявить сертификат BIORUS или авторитетной зарубежной организации, утверждения об экологичности продукта стоит воспринимать скептически.

Состав косметического продукта

Наличие сертификата подтверждает соответствие косметики стандартам, но потребителю нужно еще решить, подходит ли ему это средство. Внимательное изучение состава поможет избежать аллергических реакций и других проблем со здоровьем или не даст выбрать что-то, не подходящее по религиозным соображениям (например, содержащее алкоголь). 

Для сертифицированных товаров обязательно указание всех ингредиентов на упаковке. Их названия наносятся латинскими буквами в соответствии с международной номенклатурой INCI. Список компонентов косметики насчитывает сотни позиций, поэтому неспециалисту разобраться со всем нереально. Но отдельные распространенные компоненты запомнить можно. Например:

  • вода — Aqua;

  • молочная кислота — Lactic Acid;

  • лимонная кислота — Citric Acid;

  • витамин Е — Tocopherol;

  • омыленное пальмовое масло — Sodium Palmate;

  • пчелиный воск — Beeswax;

  • гель алоэ вера — Aloe barbadensis Leaf Juice;

  • экстракт лаванды — Lavandula angustifolia;

  • оливковое масло — Olea europaea Fruit Oil.

Прежде всего производитель должен указать ингредиенты, процент которых в составе больше. В интернете есть много бесплатных сервисов, предлагающих проверить продукт на соответствие стандартам. Достаточно скопировать список компонентов со страницы интернет-магазина и вставить его в анализатор. При покупках офлайн иногда можно сообщить штрихкод товара. Система быстро определит, какие компоненты безопасны, сомнительны или просто вредны для здоровья. 

К «хорошим» ингредиентам относят растительные масла, экстракты растений, цветочную воду, глицерин, бетаин, лимонную кислоту и другие консерванты, не несущие потенциальной угрозы. Приветствуется наличие витаминов E, B3, B5 и C. 

Что должно быть исключено

Хватает и веществ, которых точно нужно опасаться. В косметике, получившей сертификат Natural или Organic известного стандарта, они исключены, но в других продуктах их применение возможно. На всякий случай расскажем о самых опасных компонентах.

Парабены (консерванты) негативно сказываются на гормональной системе. Накапливание их молекул в организме влияет на репродуктивную систему и провоцирует рак. Конечно, риск возникает только при регулярном использовании подобной косметики в больших количествах, но не учитывать этого нельзя.

Наличие пропиленгликоля тоже опасно развитием онкологии, а также заболеваниями почек и печени. Бензойная кислота, полученная химическим способом, и ее соли иногда вызывают зуд, покраснение кожи и другие аллергические симптомы. Использование гормонов в косметике достаточно распространено из-за практически мгновенного результата. Но обычно эффект достаточно короткий, при этом происходят изменения в гормональном балансе. Угрозу также несут химические вещества DEA, МЕА и BHT. В ряде стран они запрещены. 

Дополнительный риск заключается в том, что отдельные производители переименовывают «непопулярные» компоненты. Формально альтернативное название тоже правильное, но это очевидный обман потребителя. Избежать подобных ловушек можно только одним способом — отдавать предпочтение надежным «зеленым» брендам, продукция которых проверена временем и подтверждена независимыми экспертизами.

Сроки годности натуральной косметики

Стандартный срок годности натуральной и органической косметики составляет от 3 до 12 месяцев после первого вскрытия. Обычно на упаковке есть значок, показывающий, сколько времени осталось. Если такой информации нет, можно воспользоваться общими рекомендациями:

  • кремы с высоким содержанием витамина C, солнцезащитные средства, маски для волос (в баночках) — 3–4 месяца;

  • кремы для лица и тональные, жидкие основы, тушь для ресниц — 5–6 месяцев;

  • очищающие и тонизирующие средства для кожи лица — 6–12 месяцев;

  • лосьоны для тела, автозагар, жидкие подводки — до 8 месяцев;

  • шампуни и гели для душа — до 12 месяцев.

Найти информацию о сроках годности обычно можно в интернет-магазине или на сайте самого производителя. Лучше потратить немного времени, чем рисковать, особенно если продукт предназначен для ребенка. Конечно, просроченный крем или шампунь сразу не превращается в угрозу для здоровья, но не стоит проверять это на себе и своих родных.

Хранить косметику рекомендуется в темном сухом и прохладном месте. Холодильник — хороший вариант, особенно для кремов, но это уже зависит от наличия там свободного места. Средства для душа и гигиенических процедур можно держать в ванной комнате. Для остальной природной косметики высокая влажность противопоказана.

Краткое послесловие

Эко — популярное направление, поклонников которого не отпугивают даже цены. Традиционные средства ухода дешевле, чем натуральные и тем более органические. Люди готовы платить, но при условии, что продукт будет соответствовать заявленным характеристикам. В том числе в вопросе безопасности окружающей среды.

Выводы по теме:

  • не все косметические продукты, обозначенные как натуральные, соответствуют своему определению;

  • в России необязательно сертифицировать косметику, но есть стандарт BIORUS, предлагающий производителям добровольно подтвердить качество своей продукции;

  • главным европейским стандартом считается Cosmos-standard, удостоверяющий, что продукт точно относится к категории Natural или Organic;

  • перед покупкой следует проверять не только сертификат, но и состав косметического средства.

Качественная экокосметика полезнее для здоровья и безопаснее обычной. Но это не означает, что продукт всегда оправдает ожидания. Многое зависит от подхода к выбору средства ухода.