Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
…Когда пианисту Чернову сообщили о 5-й премии, он аж побелел — всё, проиграл. Огорчился и Романовский, взяв четвертую. Корейцы, как всегда, были скупы на эмоции (17-летний Чо — третья, Сон — вторая).
30 июня в 20.00 в зале Московской филармонии торжественно объявили, кто из пятерых финалистов-пианистов КЧ какие места взял. Из-за раннего подписания номера “МК” этого еще не знал. Здесь гадать бессмысленно: все играли приятно, все играли с ошибками. Мазал и Чернов, и Романовский, и Чо…
Тихий ужас — так в двух словах можно обозначить музыкальную жизнь российской глубинки: хороших залов нет, оркестранты сидят на фантастически унизительных зарплатах, лабая где придется, инструментарий приходит в негодность, все зависит от местного царька, культурные устремления которого порой дальше футбола не распространяются.
Все надеялись, что хоть в этот раз конкурс Чайковского обойдется без скандалов на ровном месте.
У Большого зала консерватории не протолкнуться, в пору, как в лучшие времена, вызывать конный патруль: идет III тур пианистов! Начали с Романовского, Трифонова и Чо — ребята играют с РНО Первый концерт Чайковского и концерт на выбор.
Мы опять почти угадали: в итоговый III тур пианистов прошел Чернов (шутка ли – он вообще случайно очутился на конкурсе), «украинец» Романовский, Данила Трифонов и аж два корейца, – на это, простите, не ставил никто.
24 июня, как в хорошем романе — в полночь, в БЗК были объявлены пятеро (из восьми) участников конкурса пианистов им. Чайковского, которые прошли в III тур и, по сути, автоматически попали в места. Ведь регламент предусматривает пять премий (и Гран-при), начиная с Первой в 20 000 евро.
Осталось совсем немного. Сегодня – как в хорошем романе – в полночь, в БЗК будут объявлены пятеро (из восьми) участников конкурса пианистов им. Чайковского, которые пройдут в III тур и, по сути, автоматически попадут в места. Ведь регламент предусматривает пять премий (и гран-при), начиная с Первой в 20 000 евро. Но главную победу ребята уже одержат, став лауреатами. А кто сильнее – не суть, явного лидера, способного заткнуть остальных с огромным отрывом, – нет. Да и не может быть в современном фортепианном спорте.
…Помню свои многочисленные встречи и интервью с Георгием Гараняном – открытый, остроумный человек, 100% джазмен во всем, ведь джаз – это не просто стиль, но отношение к миру, к людям. Он не хотел верить в то, что его искусство – искусство Армстронга, Эллы Фитцджеральд, Гленна Миллера – теперь нужно оберегать от смешений с бесконечной проблюзовой попсой, запирать в какие-то гетто, полуподпольные форумы. Он знал, что настоящий джаз неубиваем, примером чему и служит царицынский фестиваль (9 и 10 июля) его имени.
Что получится из такой рокировки, инициированной Департаментом по культуре Москвы – покажет время. Если труппа, убрав Галибина, выживет и Беляковича – надо будет разгонять уже саму труппу во главе с её различными морскими обитателями. Белякович, впрочем, уверен, что всё будет прекрасно – его, мол, не любить не за что…
Во вторник в 23.00 “Ростропович за роялем” Алексей Чернов завершил программу первого этапа II тура конкурса им. Чайковского. Жюри побежало совещаться: дальше из 12 пианистов может пройти только восемь. Журналисты, теряя терпение, ждали до половины первого ночи, впору ставить в БЗК раскладушки...
Более напряженного “Чайника” еще не было. Некоторые пианисты уже месяц сидят на успокоительных, даже у закаленных бойцов старше 25 сдают нервы. Сами судите: впервые в этом году II тур по-иезуитски разделен на две части.
На конкурсе им. Чайковского завершился первый тур. Из 29 пианистов жюри выбрало — по регламенту — 12. Уровень в среднем по больнице очень высок, но сами для себя критики насчитали, дай бог, 7—8 фамилий, по игре, скажем так, отличающихся от прочих.
На фортепианный конкурс Чайковского в этом году — вал, гляньте на огромную очередь по Большой Никитской за сторублевыми билетиками (кассы-то так и остались прямо на улице у Рахманиновского зала).
Конкурс им. Чайковского, проходящий раз в четыре года, в этот раз, согласно неувядающей моде, разбит на Москву и Питер: здесь соревнуются пианисты и виолончелисты, там — скрипачи и вокалисты.
Как вы уже слышали, конкурс им. Чайковского (проходящий раз в четыре года) в этот раз, согласно неувядающей моде, разбит на Москву и Питер: здесь соревнуются пианисты и виолончелисты, там – скрипачи и вокалисты. Надеемся, что кушаем этот дуализм первый и последний раз. Итак, к 10 утра музыканты и журналисты побежали в свежеотреставрированный БЗК на жеребьевку – она-то и означает фактическое открытие смотра. Но не тут-то было…
О комедии с тандемом Путина и Медведева, об арт-группе “Война” и “Фукусиме-1”, о правде и лжи — в эксклюзивном интервью Александра Сокурова корреспонденту “МК”.
Он не является председателем Союза кинематографистов. Он не ездит по разделительной с мигалкой (или без). Его имя, в лучшем случае, ассоциировалось с Тарковским, а не с освоением бюджетов, приращением площадей и проч. Он – вне этой игры. И никогда в такую игру не сыграет. О комедии с тандемом Путина и Медведева, об арт-группе «Война» и «Фукусиме-1», о мертвом лице и спасительном Эрмитаже, о правде и лжи – в эксклюзивном интервью Александра Сокурова корреспонденту «МК».
…Кто-то был в восторге, кто-то матерился: вчера, в шесть вечера, нас позвали на концерт выпускников, а по факту — на презентацию “первого звука” только открытого после ремонта БЗК, святая святых столичной музыкальной жизни. Звуком в основном многие остались довольны, акустика не убита, но общий антураж и детали немного стушевали картину.
…Кто-то был в восторге, кто-то матерился: вчера, в шесть вечера нас позвали на концерт выпускников, а по факту – на презентацию «первого звука» только открытого после ремонта БЗК – святая святых столичной музыкальной жизни. Звуком, в основном, многие остались довольны, акустика не убита, но общий антураж и детали немного стушевали картину.
Последние полтора года народный артист Леонид Костюк и вверенный ему Цирк на проспекте Вернадского жили в ситуации скандала. От Минкульта приходил вызов: Костюк должен уйти на пенсию, уступив дорогу имярек.
Открывать Первый рахманиновский фестиваль “Белая сирень” в Казань приехал буквально на один день пианист-виртуоз Борис Березовский. Играть ему Третий концерт Сергея Васильевича вместе с потрясающим госоркестром Республики Татарстан п/р нового худрука — Александра Сладковского.
…К сожалению, вышло так, что ни Эмилю Кио, ни его покойному сводному (родные по отцу) брату Игорю не удалось передать династийное дело дальше, что называется, по крови. Скажем, внук Игоря Эмильевича оказался к цирку глух, подавшись в кино…
…Последние дни из столицы Белоруссии приходили весьма противоречивые сведения, касательно транспортирования в Россию Николая Арнольдовича Петрова, у которого 14 мая, в день открытия фестиваля «Магия рояля» случился обширный ишемический инсульт.
…16.00, на входе дирекции не протолкнуться, еще бы — столь редкий случай: выбор Департамента культуры поставить на Маяковку молодого режиссера литовского происхождения Миндаугаса Карбаускиса устраивает вроде бы всех.
Несколько недель СМИ не могли писать о том, о чем и так знали: назначать на осиротевший театр им. Маяковского по сути некого. Ходил слух, что выбирали из Шапиро, Голомазова, полдюжины фамилий. Остался Миндаугас, который, по рассказам артистов, всю последнюю неделю по вечерам ходил смотреть спектакли Маяковки.
Примерно месяц, с середины марта по середину апреля, Николай Петрович находился в частной клинике под Тель-Авивом, где ему серьезно скорректировали курс лечения, о чем и супруга Людмила Поргина, и сын Андрей говорят теперь нам с большим удовольствием.
14 мая выступлением Александра Гиндина в Минске открылся музыкальный форум “Магия рояля”. Николай Петров, только прилетевший из Саратова, был на этом концерте, хотя и не играл. А поздно вечером в гостинице у него неожиданно случился инсульт. Знаменитого пианиста срочно доставили в Больницу скорой помощи.
Руководство Молодежного театра в Ростове-на-Дону все-таки не допустило к так называемым читкам скандальную пьесу известного блогера и политолога Владимира Голышева “Пребиотики” с г-ном Путиным, отвечающим на вопрос, когда у него был первый секс. Как заявил “МК” и.о. директора ТЮЗа Александр Близнюк, “право на политическую сатиру еще надо заслужить”.
Феномен Дениса Мацуева в том, что он очень рано стал одним из самых влиятельных музыкантов страны, разумея под “влиянием” не только очевидную одаренность, но и особый личностный уклад — не эгоиста-индивидуалиста, но человека, готового взвалить на себя ответственность за многое.