Екатерина Кретова
Публикаций: 358
В понедельник вечером вручили премию «Музыкальное сердце театра» тем, кто развивает у нас нелегкий и высокобюджетный жанр мюзикла. Более нелепой и провинциальной церемонии мы давно не наблюдали. С подробностями — обозреватели «МК».
Проект «Лаборатория современной оперы» под руководством режиссера Василия Бархатова продолжает набирать обороты: премьера сочинения Бориса Филановского «Три-четыре» в постановке Дмитрия Волкострелова (режиссер) и Ксении Перетрухиной (художник) состоялась в холодном бетонном подвале башни Федерация, что в московском Сити. Название статьи — не более и не менее, чем одна из строчек текста оперы, принадлежащая перу поэта Льва Рубинштейна.
В Санкт-Петербургском ТЮЗе имени Брянцева поставили мюзикл «Ленька Пантелеев». Главный герой — реально существовавший налетчик, бывший сотрудник УГРО, ставший бандитом «лиговской» группировки, наводящий ужас на Петроград 20-х годов и убитый оперативниками во время облавы.
Санкт-Петербургский Михайловский театр представил оперу «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака. Это первый оперный спектакль режиссера-авангардиста, чьи радикальные постановки вызывают споры, скандалы и невероятный разброс мнений — от фанатичного восторга до полнейшего неприятия.
Большой театр вернул на свою историческую сцену мировой оперный хит — «Травиату» Верди. Вернул в обновленном виде: постановку шедевра осуществили итальянцы — режиссер Франческа Замбелла и дирижер Лоран Кампеллоне. А вот каст целиком и полностью выращен в родном коллективе. При некоторой неровности исполнительского состава спектакль в целом получился.
Премьера оперы Пуччини «Турандот» открыла в Казани сезон Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Событие стало значимым не только для культуры города и республики: режиссерское решение спектакля оказалось беспрецедентным за 85-летнюю прокатную историю этого величайшего произведения, которое многие оперные исследователи вполне обоснованно считают последней классической оперой.
Перед премьерой возле консерватории наблюдалось столпотворение. Было много цветов. Шла бойкая торговля билетами — билеты в партер у перекупщиков за 15 000 разлетались как горячие пирожки. А в зале собралось немало представителей бомонда...
Проект «Лаборатория современной оперы» стартовал в Москве с премьеры оперы Сергея Невского «Франциск» в Большом театре. Инициаторы проекта — компания молодых людей во главе с режиссером Василием Бархатовым, именующих себя «Опергруппой».
Большой театр открыл новый сезон своеобразно — запустив на свою историческую сцену труппу Ла Скала с оперой «Дон Жуан» под управлением маэстро Даниэля Баренбойма. «Дон Жуан» — свежая премьера миланской оперы (декабрь 2011 года).
В предстоящем сезоне ожидается одна из самых сенсационных оперных премьер на сцене Большого театра — Юрий Любимов представит свою версию «Князя Игоря». Партию Ярославны в этом спектакле споет Вероника Джиоева — весьма уверенно восходящая звезда на мировом вокальном небосклоне.
В Сочи готовятся к Олимпиаде-2014 по-всякому, в том числе и при помощи искусства: третий год действует программа Минкульта РФ под названием «Культурная Олимпиада». 2012 год объявлен организаторами Годом музыки (прошлый был Годом театра, а будущий станет Годом музеев).
Классический мюзикл Франсиса Лоу «Моя прекрасная леди» играется очередным блоком на сцене Мариинского театра, сменив завершившийся фестиваль «Звезды белых ночей». Несмотря на разгар лета, зал полон: Петербург — единственный российский город, собирающий летом аншлаги за счет многочисленных туристов.
В минувшем сезоне на долю музыкального театра выпало рекордное количество скандалов, курьезов и громких событий. Оперные режиссеры, отстаивая позиции «режиссерского» театра, создают спектакли под девизом «Дети до 16 лет не допускаются». Впрочем, многие взрослые тоже чувствуют себя некомфортно и даже подают в суд!
Чайковский написал десять опер, одну из которых — уничтожил, одну — переработал. Время показало, что уничтожить или хотя бы переработать мог и больше. Оперных шедевров у Петра Ильича — три. Но зато какие!
В Мариинском театре известный английский режиссер Грэм Вик поставил «Бориса Годунова» Мусоргского. Сценографом выступил его давний партнер Стюарт Нанн: в Большом театре до сих пор идет их совместное детище — «Волшебная флейта» Моцарта.
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил оперу английского классика ХХ века Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» в постановке американского режиссера Кристофера Олдена. Спектакль, являющийся совместной продукцией театра и Английской национальной оперы, в прошлом году уже был показан в Лондоне.
Новый спектакль появился в афише театра «Московская оперетта» — «Фанфан-Тюльпан», жанр которого авторы обозначили как опереттОмюзикл.
18-я по счету Национальная театральная премия раздала 37 «Золотых масок», устроила одну кастрацию и намекнула на возможные политические перемены в России, чему стал свидетелем вновь отреставрированный Большой театр, переполненный почтенной публикой.
Опера-мюзикл «Черная курица» в постановке Музыкального театра Карелии (Петрозаводск) представлена на фестивале «Золотая маска» в пяти номинациях, в том числе «лучшая оперетта/мюзикл» и «лучшая работа композитора».
Историческая сцена Большого театра начинает «обрастать» новым репертуаром. Очередная премьера — опера «Кавалер розы» Рихарда Штрауса — замечательно вписывается в желанную эстетическую программу главного театра страны.
Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля представил на «Маску» оперу Гаэтано Доницетти «Лючия Ди Ламмермур». Признанный мировой оперный шедевр не так часто украшает афиши театров: заглавная партия очень сложна и требует кроме владения техникой belcanto недюжинных актерских качеств.
Мюзикл «Летучий корабль» Театриума на Серпуховке был показан в рамках конкурсной программы «Золотой Маски».
На фестивале «Золотая маска» за 18 лет существования случались, конечно, конфузы — неудачные спектакли, странные номинанты, необъяснимые решения. Из них вполне можно было бы сформировать антиконкурс по типу американской «Золотой малины».
Около трехсот костюмов было изготовлено для постановки в Театре Станиславского и Немировича-Данченко крупномасштабной оперы-эпопеи Сергея Прокофьева «Война и мир». Перечисление персонажей в программке заняло три страницы, а есть еще и огромный хор, изображающий разные сословия русского общества, а также всевозможные рода войск русской и наполеоновской армий.
Практика перенесения кальки бродвейского мюзикла на российскую сцену нам уже известна. А вот теперь очередь дошла и до оперы.