Оформить можно будет капитальные гаражи, а также и металлические боксы в гаражных кооперативах (ГСК), построенные до 2005 года. Не будут оформлять те гаражи, участки земли под которыми не выделялись — ни постановлениями исполкомов, ни другими подобными актами. Отдельно стоящие гаражи инвалидов войны и других льготников, землеотвод на которые существует, могут быть легализованы, отметил Крашенинников.
Звучит все это очень привлекательно и даже обнадеживающе — для тех, у кого сохранились «старообразные» гаражи. А они очень много где сохранились, если не замыкаться в пределах МКАД. Да и в Москве, по правде говоря, их еще достаточно. Вид и даже запах старых гаражей не перепутаешь ни с чем; многие могут вспомнить, как впервые репетировали там в составе школьных рок-групп, как десять лет вялотекуще реставрировали там дедушкину «Волгу», как подавали ключи отцу, стоящему в яме и регулирующему сцепление «жигуленка».
Да и без эмоций если — гаражи это незаменимые личные склады, мастерские, иногда «отлежники» для мужчин, когда они «не в форме» (это к вопросу о смягчении проблемы домашнего насилия). И оформить собственность, чтобы быть не на птичьих правах, а полным хозяином — огромное благо. Подал заявку — и спи спокойно.
Можно поспорить, правда, что первые заявки на гаражную амнистию будут одобрены не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Потому что землю (а она в этой схеме, конечно, главная) владельцам гаражей должны еще раз выделить местные власти — именно с их благословения Росреестр формирует новые объекты недвижимости. И это в регионах муниципалитетам интересны налоги с гаражных кооперативов — в Москве потенциальные прибыли от застройки куда соблазнительнее.
Учитывая эту оговорку, получается, что гаражная амнистия, механизм сам по себе весьма полезный, поможет людям в тех случаях, где у них не возникает разногласий с муниципалитетами и властями более высокого ранга. Но окажется совершенно бесполезной для тех ГСК, которые пытаются опротестовать вынесенный им «смертный приговор». Ведь механизмов принудительного выкупа достаточно много — есть федеральный закон, названный «олимпийским», который позволяет это делать для государственных нужд, под строительство инфраструктурных объектов. То есть, например, ради автомобильных или железных дорог. Это значит, что находящиеся вдоль линейных объектов гаражи (а в Москве львиная доля плоскостных «шанхаев» именно такие) все равно под угрозой.
И логика в этом — пусть даже это горько и неприятно слышать гаражникам — есть: раз уж из столицы планомерно делают сверхплотный мегаполис, то плоскостные гаражи здесь совершенно не к месту. А вот где-нибудь в Чухломе или хоть Ростове Великом они отлично вписываются в ландшафт. Поэтому разумным владельцам гаражей в столицах стоило бы задуматься о том, как перестроить свой актив в современный многоэтажный паркинг. Но это можно сделать, только получив землю. И мы снова возвращаемся к амнистии.
В истории каждого культурного явления наступает момент, когда еще недавно всеобщая рутинная вещь становится «немодной», а чуть погодя и «вредной», а там и «незаконной». Гаражи в столице стремительно переходят в категорию уходящей натуры. А в остальной России это пока еще предмет первой необходимости для многих семей, и гаражные «шанхаи» из кирпичных и металлических боксов там процветают. Амнистия поможет закрепить гаражную культуру в «замкадной России» — и этому стоит порадоваться. Но вряд ли может повернуть «парковочную урбанизацию» вспять в мегаполисах. Что увы, как говорится, то увы.