Плющенко не хотел проигрывать, но и не смог выиграть.
Вопрос «а мог бы?» - имеет право на жизнь, но тоже чисто риторическую.
Вот и догнал, и жестко пнул Россию прошлогодний чемпионат мира, на котором мы завоевали лишь одну путевку на домашние Игры в мужском одиночном катании. Если бы их было две – какой прекрасной казалась бы сегодняшняя ситуация у одиночников! Есть Женя, за плечами которого безмерный опыт, репутация, титулы, харизма, да все это сцементировано характером бойца. И есть юный Максим, который совершил за год фантастическую работу, стремительно набирает очки у судей и выковывает себя, победителя, прямо на глазах у публики.
Перед чемпионатом России, если честно, даже хотелось, чтобы они разделили первое место. Что, правда, не решило бы вопрос с участием в Играх того или другого, но хотя бы не заставляло нас без конца перебирать минусы и плюсы обоих. И разрываться в симпатиях. Почему-то применительно к ним справедливые слова, «пусть побеждает сильнейший», не работают. Слишком разные судьбы, слишком разный путь к Играм.
Евгений Плющенко вне Сочи – возможно ли это?
А Плющенко в Сочи – в качестве официального члена сборной – возможно ли?
А как теперь может проехать мимо Сочи Максим Ковтун?
Показав в короткой программе - непринужденно и на классном уровне - исполненные прыжки, Евгений дал надежду на подобное же в произвольной программы. Мы не видели олимпийского чемпиона весь сезон, поэтому не знали, что можно ожидать. Только понимали – раз выступает в Сочи за месяц с хвостиком перед Сочи-2014, значит, вновь должен поражать. Иначе – зачем?
Произвольная была откровенно сорвана – что признал и сам олимпийский чемпион. Нервничал ли, «сели» ли ноги, включились еще какие-то причины внутреннего характера, трудно, наверное, разложить все по полочкам. Не может дать объяснение и тренер Алексей Мишин: ни тренировки, ни прокаты такого выступления не предвещали.
Зато цифры сказали все – оценка за технику аховая, лишь восьмой результат чемпионата, за компоненты – на высочайшем уровне, но и это уже не выручает.
Максим Ковтун, показав накануне красивейшую программу, в произвольной поймал именно тот настрой, о котором и говорил перед началом чемпионата – «мне надо становиться или первым, или уже не важно, каким».
Плющенко такие слова не говорил, но они подразумевались.
Максим Ковтун победу в произвольной программе просто отчеканил. Одна помарка и сложнейший современный набор элементов. И – жажда победы.
Фактически у Макса был первый - и сразу же последний - шанс выяснить отношения с великим Плющенко вот так, «один на один». И он вцепился в этот шанс всем организмом. Хотя, как признался потом, не пришел еще в себя после финала Гран-при. «Здесь выступил на резерве. Это потому, что последние годы меня постоянно в пекло бросали. Похоже, привык».
Самый важный вопрос, самый четкий ответ: «Вы готовы стать лидером сборной? – Готов абсолютно».
Долгожданный и талантливый нахаленок российского одиночного катания.
Что произошло потом? Случились – даже не подберу другого слова – высказывания Евгения Плющенко о том, что он выступит в Сочи в командном турнире, а личные выяснения отношений отдаст более молодому бойцу.
Сначала был вопрос, бездумно заданный Евгению после провала в произвольной программе: в каком из видов он предпочтет участвовать. Вопрос-подстава. На который последовал совсем уж неуместный ответ из серии: они подумали, а я решил. Эмоции перекрыли все остальное.
Ни задававший вопрос, ни отвечавший на него в этот момент словно не помнили о том, что место в одиночном мужском катании вообще-то у нас одно. И об этом знают и в МОКе, и в ИСУ.
Правила, утвержденные Международным союзом конькобежцев, сформулированы достаточно четко: «В командном олимпийском турнире могут принимать участие только те фигуристы, которые отобрались для участия в индивидуальных соревнованиях. Исключение может быть сделано лишь в случае, если у сборной нет представителя в каком-либо из видов индивидуального олимпийского турнира».
Конечно, проигрыш Евгения Плющенко на чемпионате России спутал все, и так очень сложные, для большой игры карты. Для плавного развития сюжета он должен был выигрывать. Недавно принятая поправка ИСУ о возможном снятии участника после командного турнира по медицинским показателям и его замене на другого в личном турнире, конечно, давала повод для всяких дальнейших размышлений. Но, сами понимаете – не из официальных уст и не для международного обсуждения за месяц до Игр…
«Напрасно от Плющенко требуют ответов на вопросы, которые не в его компетенции. Такие решения принимаются руководством. Все это было сказано на эмоциях. Хорошо, что у нас есть два высококлассных фигуриста, не стоит их противопоставлять», - попытался снивелировать ситуацию Алексей Мишин.
«Кандидатура спортсмена в мужском одиночном катании будет определена на основании заключения экспертной группы и рекомендации всероссийского тренерского совета, принимая главным образом во внимание потенциал данного фигуриста к завоеванию наиболее высокого места в командных и личных соревнованиях на Олимпийских играх», – это из правил олимпийского отбора (не на чемпионат Европы, на который едут первые номера и третий человек по усмотрению тренерского совета) федерации.
От чемпионата Европы в Будапеште Евгений Плющенко уже несколько раз отказался, и понятно, что лишняя нагрузка и нервы ни к чему. Но то понятно было – до проигрыша. А чтобы в чем-то убеждать себя и федерацию, надо все же где-то и что-то продемонстрировать. Потому что, если не на чемпионате Европы, то – где? На закрытом просмотре?
Так, сможет ли Евгений Плющенко выступить в Сочи?