– Мы осуществили командную тактику идеально, я должен был выйти вперед, а Виктор - блокировать остальных. А на личное соперничество с Аном перешли уже на последнем круге, - говорит Владимир Григорьев.- Все здесь уже зависело от того, кто обгонит или заблокирует оппонента. Виктор оказался умнее, у него и получилось выйти на нужную дорожку, шанса у меня не было.
…Можно, конечно, и так теперь сказать: мы, мол, плачем по «утерянным» Домрачевой, Кузьминой, Подладчикову… А теперь, пусть и другие поплачут: не только ведь Ан когда-то принял российское гражданство, но и Григорьев тоже (он выступал за Украину, и в Турине даже нес флаг сборной на закрытии Игр, но в 2007 стал россиянином), и привел их к победе – тренер-легионер Себастьян Крос!
Но можно увидеть проблему шире – Союз конькобежцев России грамотно бил все последние годы в одну точку, подыскивая кадры – от тренерских до исполнительских. Да, кадры, а не призывы, решают все, и где было тонко – там теперь крепкий лед.
Полный зал «Айсберга», моментальная влюбленность в этот вид спорта тех, кто, может, и увидел-то его впервые, родит новые силы. И ведь родит! Компактный вид спорта – зрителю преподносит себя, как на тарелочке, полной лакомств. Все близко, контактно, любое неправильное шевеление тела грозит ошибкой. Искусство поворотов, стремительные падения и улеты в борт, скорость!
…Когда-то Ан был героем свое страны. Теперь – нашей: «Витюха, красавец!», - трибуны быстро ориентируются в событиях. В составе сборной Южной Кореи он выиграл три золота и одну бронзу на Олимпийских играх в Турине. И стал героем не только для Кореи — три золота отдались только ему, биатлонисту Михаэлю Грайсу и тоже шорт-трекистке Чин Сун Ю. Но Ан прихватил в Италии еще и бронзу.
Получил травму, последовали одна за другой операции, ворота в спортивное будущее практически сразу закрылись: всегда кто-то в такой ситуации должен в спортсмена верить, а главное – помогать. Но Корея уже верила и помогала другим. Отобраться на Игры в Ванкувер он не смог. И тогда по электронной почте в Россию полетело письмо от его дяди: не хотите ли соединиться к обоюдному удовольствию? Ан очень хотел вернуться в спорт.
В 2011-м Виктор получил российское гражданство. Никто и ничего тогда не знал: как все сложится, восстановится ли олимпийский чемпион стопроцентно, сможет ли побеждать, приживется ли, полюбит ли он страну, чье гражданство принимает и полюбит ли его страна? То письмо, конечно, не было разослано по всему миру – но если бы Россия сказала «нет», Ан искал себе другое спортивное убежище. Президент СКР Алексей Кравцов сейчас говорит, что тогда проинтуичил: приезд Ана поможет сборной. Российский шорт-трекисты только приобретут, если даже просто будут видеть, как рядом ежедневно тренируется звезда.
Про медали теперь знает весь мир, а по ходу тренировок все спортсмены восхищались трудоспособностью и скромностью Ана. Он все время давал пищу для размышлений - «по тестам, которые мы регулярно проходим в российской сборной, он просто сверхчеловек», как-то сказал тот же Григорьев.
В Сочи олимпийский чемпион пришел на пресс-конференцию буквально зареванным. После первой медали (бронзы) крепился, говорит, что держался изо всех сил – надо было не расплескать эмоции, не опустошить себя, и бороться дальше – именно за золото. Получив его, он, первый в истории шорт-трека спортсмен, у которого в активе четыре олимпийских золота, все же отплакал свое счастье.
– Все получилось: я хотел показать лучший результат. Все спортсмены всегда хотят доказать, что они лучшие. Я очень хотел продолжать заниматься шорт-треком, выбор России много значит для меня. Благодарен всей нашей команде за эту победу и за реализацию цели. Но у нас еще есть эстафета, для меня очень важно то, что мы можем выиграть именно всей командой. (Российская команда в составе Семена Елистратова, Виктора Ана, Владимира Григорьева и Руслана Захарова вышла в финал эстафеты на 5000 метров. Теперь - решающая борьба с Китаем, Голландией, Казахстаном и США.)
…В свой общежитский номер в Новогорске (а вы, как себе представляли его жизнь в России?) Ан вместе с хорошенькой женой вернется с ослепительными олимпийскими трофеями. Его контракт со сборной России подписан до 2014 года. Вы думаете, в Сочи закончится наша совместная история? Виктор отказался от корейского гражданства, так как мужчинам иметь двойное гражданство запрещено. Может, конечно, перейдет на тренерскую работу в нашей сборной, а может, и продолжит карьеру - следующая зимняя Олимпиада пройдет именно в Корее.
История Владимира Григорьева иная и почти такая же. Выступал за Украину, на закрытии Игр в Турине (это были уже его вторые Игры) даже нес флаг. После Турина пришлось вернуться к реальности - открытый каток дома и предложение, хотите тренироваться - приезжайте в Киев, но аренда за ваш счет – 500-700 долларов, зарплата же была всего 150. Да и с чиновником важным умудрился поссориться – тот хотел поехать в Турин, а вместо него при поддержке президента НОК Сергея Бубки поехал личный тренер Владимира, его отец.
Полтора года не мог получить российское гражданство – украинская федерация сопротивлялась, в Ванкувер не попал. Когда в сборную России пришел корейский тренерский десант с тренером Джимми Дженом, начался новый виток в его судьбе.
Но десант был уволен. Помните историю, которая до масс дошла таким образом: корейскому тренеру не понравилась поза, в которой отдыхал спортсмен (а именно – Григорьев). Он назначил наказание – тридцать дополнительных кругов, а старший тренер сборной России (не кореец) отменил это наказание. Джимми Джен заявил, что больше работать с командой не будет и покинул каток. Получил в ответ (конечно, не только на это) собственное увольнение.
И, наконец, на смену пришел Себастьян Крос. Для Григорьева, как он сам говорит – стопроцентное попадание, а для команды – настоящая находка. Руководство работу контролировало, но, как отмечал Кравцов, в тренировочный процесс никто не вмешивался – это удел профессионалов. Так профессионалы сбились в могучую кучку.
…А счастливый Себастьян Крос в этот же день триумфа признался, что хотел бы продолжить работу с российской командой. «Все зависит не только от меня, но я этого хочу. А сегодня все удалось: необходимо было выдержать заданную скорость и при этом не идти быстрее. Владимир хорошо шел за Виктором, который, в свою очередь, хорошо удерживал скорость. И на следующих дистанциях в эстафете и забеге на 500 метров, надеюсь, у нас все получится». И добавил – я горжусь своими ребятами!