У них Карден, у нас — пушнина
Перед поездкой на Игры в Стокгольм в 1912 году Российский олимпийский комитет задумался о единой форме для спортсменов. В итоге атлеты поехали в Швецию в белых фуфайках и соломенных шляпах с лентой в цветах российского флага. А во время открытия часть нашей команды прошествовала по Королевскому стадиону в белой спортивной форме, а часть была одета в белый верх и черный низ. Тогда Олимпиады еще не делились на зимние и летние, а с тех самых Игр в Стокгольме наша страна в них больше не участвовала аж до 1952 года.
Впервые на Белую олимпиаду сборная СССР приехала в 1956 году в Кортина д'Ампеццо. До нашего времени сохранились черно-белые кадры кинохроники с открытия: наши атлеты, как и положено советским гражданам, вышагивают по дорожке Олимпийского стадиона в строгих темных пальто и традиционных для того времени пыжиковых шапках. Уже потом в отечестве решили, что пора включаться в модную гонку. Поэтому в Скво-Вэлли в 1960-м к мешковатым серым пальто добавились симпатичные шарфики в красно-белую клетку. (Телетрансляции к тому времени уже стали цветными).
Если над имиджем, например, французов в те годы трудились Пьер Карден и Ив Сен-Лоран, то советскую команду одевали сотрудники Всесоюзного дома моделей. И, надо признать, с успехом. Потому что в 1964 году в Инсбруке сборная СССР поразила всех шубами из редкой золотистой нерпы. Мех в дальнейшем часто становился материалом для олимпийской коллекции. Чем же еще поражать мир, как не пушниной, на которую страна всегда была богата? В 1972 году в Саппоро наши спортсменки прошлись под красным флагом в красивых белых шубках. Сейчас сложно себе представить, чтобы сборная России, да и любая другая сборная, вышла на стадион в мехах. Сразу разразился бы международный скандал с участием GreenPeace.
Ширпотреб — не искусство
В 1984 году разрабатывать одежду для советских олимпийцев доверили Вячеславу Зайцеву. Поэтому в Сараеве облик нашей команды был скромным, но с национальной изюминкой. Сборная участвовала в параде в серо-коричневых пальто, но женщины украсили неброскую одежду павловопосадскими платками. Готовя эскизы коллекции, Зайцев говорил, что форма не должна быть такой ужасной, как в другие годы: «Пока она ширпотреб, это прагматизм, а не искусство».
В Калгари в 1988 году черную амуницию спортсменов разбавили алыми шарфами, в цвет государственного флага, который перед командой нес фигурист Андрей Букин, ставший в тот раз олимпийским чемпионом. Это было в последний раз, когда на Белой олимпиаде наша сборная прошла под красным советским флагом. В следующий раз, в Альбервиле, выступала уже Объединенная команда бывших советских республик. И парадная форма наших ребят оставляла желать лучшего — болотного цвета пальто и шляпы у мужчин и грязно-оранжевые полупальто и кепи у женщин. Впрочем, мода начала 1990-х годов вообще не отличалась вкусом и изысканностью. Запомнилось тогда, что шедшие за Валерием Медведцевым, несшим олимпийский флаг, спортсмены размахивали маленькими флажками своих республик.
Эпоха кутюрье
Следующая зимняя Олимпиада состоялась уже через два года. Команду для парада в норвежском Лиллехаммере принаряжал уже российский кутюрье Валентин Юдашкин. Мужчины шли в кашемировых пальто, женщины в белых шубках и синих шляпках. На груди красовались шарфы с узорами в цветах национального флага — уже наконец российского триколора. В отечественной прессе того времени писали, что форма россиян в Норвегии была признана самой интересной и красочной.
Кстати, это была последняя церемония открытия, которая проводилась днем. Она началась в 12 часов и длилась 4 часа. В следующий раз в Нагано спортсмены должны были выйти на дефиле уже при свете прожекторов. Именно поэтому модельер Алексей Греков, которому в 1998 году доверили обшивать сборную, использовал в своей олимпийской коллекции светоотражающую ткань. Синие плащи россиян должны были сверкать и переливаться под направленным светом. Но, к сожалению, к моменту появления наших на стадионе настолько темно еще не было, но и солнца не было тоже. Поэтому российская сборная прошла практически незамеченной. Хотя задумка была интересная, потому что задача перед Грековым была поставлена такая: одежда должна подходить не только для Олимпиады, но и для того чтобы носить ее в обычной жизни. Пряжки на ботинках тогда были сделаны из олимпийских колец, а для мужских джемперов и женских шелковых платков придуман декор в виде символов всех олимпийских видов спорта. Кстати, тогда для российских спортсменов впервые было специально изготовлено и олимпийское белье.
Дань уважения
В 2002-м в Солт-Лейк-Сити уже наступила эпоха Bosco. Тогда, по словам разработчиков, вдохновение они черпали у спортивной истории страны. Парадная форма атлетов была посвящена россиянам, завоевавшим в 1908 году в Лондоне первые в отечественной истории олимпийские медали. Поэтому спортсменов одели по моде начала ХХ века в кашемировые пальто с воротником из бобра и шапки-пирожки. Женщины, в белых пальто и меховых шапках, грели руки в бобровых муфточках.
В Турине коллекция уже ничему не была посвящена: женщины снова вышли в белом, а мужчины сменили горчичный цвет прошлых Игр на бордовый. Только на этот раз это уже были не пальто, а пуховые куртки с отороченными мехом воротниками.
В 2010-м в Ванкувере парадная форма спортсменов уже была узнаваема. Красно-белые куртки были украшены пером жар-птицы. Причем создатели экипировки отдали дань уважения хозяевам — канадцам: орнамент был выполнен в зеркальном отражении, что характерно для индейских рисунков.
Ванкуверская коллекция была дополнена рекордным числом аксессуаров: шапки, бейсболки, ушанки, варежки и перчатки, унты, кроссовки, сумки и т.д.
Радуга без намека
И вот, наконец, мы можем представить зимние наряды на домашних Играх. Надо признать, что нынешняя коллекция — самая симпатичная из всех предыдущих.
В пятницу вечером наши девушки на стадионе «Фишт» появятся в пуховых пальто цветов российского триколора, отороченных овечьим мехом и украшенных русским узором, мужчины — в синих двубортных пальто с отделкой из овчины.
Впрочем, конкурентов у наших в борьбе за звание самых стильных будет хоть отбавляй. Французы выйдут на открытие в серых куртках, стилизованных под пиджаки. У американцев красивые полупальто в цветах национального флага, разработанные Ральфом Лореном. Кстати, дизайнер мог лишиться права одевать сборную США, потому что на лондонских Играх оказался замешан в скандале: форма для спортсменов была произведена в Китае! Однако Ральф пообещал, что больше такого не повторится. Поэтому нынешняя олимпийская коллекция шилась уже руками американских мастериц.
Голландцы прикрепят к своим красивым жакетам большие тюльпаны, а сборная Германии выйдет в пуховичках радужной расцветки. Немцы уверяют, что форма — без намека.
На британцев по-прежнему работала Стелла Маккартни, на итальянцев — незаменимый Джорджио Армани. А вот сборная Казахстана подошла к разработке коллекции со всей серьезностью: создатели костюмов использовали традиционный национальный орнамент, который послужит не просто украшением, но и талисманом, оберегающим от болезней, нечистых сил и дурного глаза.