«На этих Играх было по большому счету стыдно только за один вид спорта». Так оценила олимпийские итоги-2014 для России не только наш обозреватель Ирина Степанцева, а все, пожалуй, более-менее внимательно следившие за новостями из Сочи.
Ну в самом деле, не переживать же нам за безмедальные прыжки с трамплина. А ужас в двоеборье (это, кто не в курсе, те же прыжки плюс бег на лыжах) многие из болельщиков заметили только потому, что после «первого акта» Евгений Климов оказался аж на третьем месте. И кто-то им даже заинтересовался: люди ж, бедные, не знали, что прыгает Климов всегда минимум на «пятерку с минусом», а вот бежит в лучшем случае на «двойку», а то и на «кол», как и вышло на сей раз...
Но сравнивать разочарование болельщиков после неудачи в двоеборье и провала в хоккее — все равно что поставить на одну доску офисные посиделки с тортиком и разгульную провинциальную свадьбу. Смысл — один, выхлоп — принципиально разный.
А в хоккее случился именно провал — давайте называть вещи своими именами. Причем провал совершенно предсказуемый. Провал, к которому мы шли давно: «бронза» в Солт-Лейк-Сити-2002 — 4-е место в Турине-2006 — проигранный четвертьфинал с Канадой в Ванкувере-2010...
Когда я в редакции успокаивал горячие головы, свято верившие, что с финнами в четвертьфинале нам разобраться плевое дело, то, конечно, слегка преуменьшал масштаб бедствия, чтобы совсем уж людей не пугать. Говорил, что шансы 50 на 50.
На самом деле шансы наши и до 50 процентов не дотягивали — это же финны на всех последних Олимпийских играх из медалистов не выпадали, а вовсе не дорогие россияне. Что они и доказали всего лишь в очередной раз.
И сюрпризом это для хоккейных людей не стало. Потому что финны, как и шведы, играют по четко выстроенной системе. Будь то сборная на Евротуре, где нет, как известно, звезд из заокеанской Национальной хоккейной лиги, будь то Олимпийские игры, где, напротив, у Швеции был почти полностью энхаэловский состав...
А о системе в нашем хоккее говорить, увы, не приходится. И дело не в хоккеистах, уж поверьте, не в «зажравшихся энхаэловцах»: возьми хоть весь состав из родимой Континентальной лиги — лучше бы точно не стало.
Просто наша тренерская мысль — пора признать — безнадежно отстала что от североамериканской, что от европейской. Времена «легенды номер 17», когда мы были выше на голову финнов и разных прочих шведов, а с канадцами говорили на равных, остались только в кино. И в этом свете провал в Сочи — это даже хорошо. Это был чистый эксперимент: чужие по размерам площадки не мешали.
Просто легендарный советский хоккей умер. Надо наконец это признать. И не лить слезы по временам Харламова, а заняться выстраиванием нового российского хоккея. Даже если и с помощью иностранного специалиста — как в бобслее. Учиться не стыдно, стыдно быть в дураках.
…Хотя с нынешнего тренера Зинэтулы Билялетдинова вины за провал все это не снимает. Даже в этих условиях и с этими игроками можно было сыграть лучше — не победить, понятно, но хотя бы в тройку призеров пробиться.
Но настоящую команду слепить и добиться стопроцентного авторитета у хоккеистов он, увы, не сумел. В отличие от Вячеслава Фетисова 12 лет назад.