Есть ли вообще рецепты борьбы с расизмом? И является ли это проблемой российской в большей степени, чем всеевропейской? Об этом мы спросили представителя сети FARE («Футбол против расизма в Европе») доктора Рафала Панковски, который как раз и отвечает в своей организации за Восточную Европу и за Россию в частности.
Справка «МК». FARE - Football Against Racism in Europe - сеть организаций по всей Европе, которые борются с расизмом и ксенофобией. Она была основана в Вене в феврале 1999 года. И вскоре получила поддержку со стороны UEFA, FIFA и Европейской комиссии.
Справка «МК». Рафал Панковски - глава организации «Никогда снова», борющейся с нацизмом, расизмом и ксенофобией и базирующейся в Польше. Эта организация входит в сеть FARE, и Рафал отвечает в ней за Восточную Европу. Доктор Панковски является экспертом и автором многих книг на тему нео-нацизма и радикализма в современном мире.
- Рафал, представители FARE присутствовали на матче ЦСКА - «Манчестер Сити»?
- Нет, к сожалению на этом матче наших представителей не было.
- Но зато вы, как я понимаю, поспособствовали дисквалификации «Арены Львов». Недавно ФИФА приняла суровое решение относительно этого стадиона, на котором ваша организация зафиксировала разнообразные проявления расизма во время встречи сборных Украины и Сан-Марино. Арену дисквалифицировали на пять лет, и она теперь не сможет до 2018 года принимать матчи сборных. Там действительно всё было так ужасно?
- Я лично там не был, но был мой коллега, очень опытный. Я видел фильм, который он снял, видел фото. Во-первых, болельщики издавали обезьяньи звуки, ухали. Случилось это когда гол забил игрок сборной Украины, натурализованный бразилец (Эдмар - «МК»). Получается, вместо того, чтобы радоваться, фанаты обижали своего же игрока. Кроме того, люди начали поднимать руки в нацистском жесте «зиг хайль». На трибунах было много нацистской символики, цифры 88 на футболках, что означает «Хайль Гитлер» и так далее. мы передали всю документацию ФИФА, и там уже принимали решение. Хочу подчеркнуть, что приговор всегда выносит ФИФА или УЕФА, мы к этому не имеем никакого отношения. Мы просто предоставляем материалы. Кстати, Федерация футбола Украины подала апелляцию, и в ноябре ФИФА её рассмотрит.
- Не оправдываю радикально настроенных фанатов, но жест, который можно принять за «зиг хайль» присутствует на стадионах всегда. Вытянутой вперёд рукой болельщики сопровождают многие свои заряды, и он для подавляющего большинства не имеет никакой политической окраски.
- Я вас понимаю, но в том контексте, в котором это произошло, это был именно нацистский жест.
- Возможно. Я так понимаю, вы много работали в Польше и Украине перед Евро-2012, верно?
- Да, это так. И хочу сказать, что ситуация, на наш взгляд, в этих странах в последние годы улучшилась. Но этот случай показывает, что проблема остаётся, до сих пор не всё идеально.
- Мне кажется, что на матчах сборной России проблем, связанных с расизмом на порядок меньше, чем на уровне клубов.
- Согласен с вами, расизм на матчах сборных встречается реже. Мы уделяем много внимания и матчам Лиги чемпионов и Лиги Европы. Могу сказать, что во многих странах свои проблемы в этом плане. И в Испании, и в Италии, и в Англии. Но в Восточной Европе, в отличие от Западной, проявления ксенофобии как-то заметнее что ли. Например, в Польше сложилась нехорошая ситуация. У варшавской «Легии» набралась внушительная история нарушений. Надо сказать, что когда нарушение случается в первый раз, санкции не бывают особо строгими. Серьёзно наказывать начинают, если нарушения происходят раз за разом. Вот и фанаты «Легии» не хотели ничего менять на своих трибунах: там постоянно присутствовали фашистские транспаранты, нацистская символика. И в итоге, стадион «Легии» закрыли на один еврокубковый матч и ещё на один условно. И клуб заплатил большой штраф - 150 тысяч евро.
- Все эти санкции, наказания - насколько они эффективны на ваш взгляд? Ведь ребята, которые такое вытворяют, вряд ли исправятся, пока не повзрослеют. Их взгляды нынешние уже сложились, и никакими санкциями их не напугаешь.
- Ну во-первых, насколько я знаю, на Украине уже пошли разговоры о том, что люди начали сомневаться, а хорошо ли они поступили. Обсуждают между собой, что может не стоит так делать, ведь это вредит их сборной. А во-вторых, только кнутом действительно мало что можно изменить, это не принесёт успеха. Поэтому мы выступаем за то, чтобы через образование, воспитание, через работу с болельщиками, через позитивный пример достучаться до людей. Если хоть кто-то задумается, а стоит ли проносить такую символику на стадион, это уже хорошо.
- Думается, что все эти образовательные и воспитательные программы сработают не с теми, кто уже ходит на стадионы, а с теми, кто лет через пять начнёт туда ходить самостоятельно.
- Абсолютно с вами согласен! Мы должны показать детям и подросткам альтернативу, показать, что можно болеть и по-другому. Одно из направлений нашей работы - это лекции и семинары, которые мы проводим с учителями школ, в основном, это учителя физкультуры. Мы хотим, чтобы спорт заключался не только в физических упражнениях. Спорт - это ведь нечто большее. Через занятия спортом можно воспитывать в детях самое доброе, что может быть.
- Вы сказали, что много работали в Польше и Украине перед Евро-2012. Наверное, перед чемпионатом мира 2018 года ваше внимание переключится на Россию?
- Мы и раньше работали в России, но не настолько плотно, как хотелось бы. Нас связывают давние теплые отношения с российской организацией «Межнациональная футбольная лига», полностью разделяющей наши принципы и подходы. С председателем Совета лиги Павлом Фельдблюмом мы договорились о системном взаимодействии и очень рассчитываем , что с помощью российского партнера за оставшееся до чемпионата мира время сумеем серьезно повлиять на атмосферу российских стадионов. Хочу сказать, что мундиаль - это реальный шанс для вашей страны изменить сознание людей в лучшую сторону, искоренить или хотя бы свести к минимуму проблемы расизма и ксенофобии. Как я уже сказал, благодаря чемпионату Европы в Польше и Украине наметились положительные сдвиги. И сейчас сознание молодёжи намного лучше, чем было до этого. Нужно просто пропагандировать позитивные антирасистские ценности.
- А лекции для учителей физкультуры вы будете и в России читать?
- Если здесь будет такое желание, то мы с удовольствием.
- А кто должен сказать: хочу, давайте делать?
- Должна быть общественная инициатива, которая получит поддержку министерства спорта, министерства образования и других органов власти. Потому что на голом энтузиазме всё это проводить невозможно, нужна поддержка госструктур.
- Вы пока не пытались выходить на РФС, например, с такими предложениями?
- У нас были связи с РФС через УЕФА. Российский футбольный союз в мае на конгрессе в Лондоне проголосовал за поправки в дисциплинарный регламент УЕФА, которые ужесточают меры по борьбе с расизмом и провозглашают принцип нулевой терпимости к подобным явлениям. Но только лишь силами футбольных федераций дело не сдвинуть с мёртвой точки. Тут нужна и воля правительства, и отношение общества. И уже есть позитивные примеры того, как общество, в частности, сообщество болельщиков отрицает расизм и нацизм. Несколько лет назад на сектора бременского «Вердера» пришла группа неонацистов со своими отличительными знаками и лозунгами. И тогда весь стадион объединился против них. Им кричали, «Наци, убирайтесь!» И они ушли. Это было супер!
- Чем ещё занимается ваша организация, кроме мониторинга матчей и образовательных и антирасистских мероприятий?
- Проводим тренинги для своих делегатов и для членов футбольных федераций, чтобы они понимали специфику явления, какая символика в каком контексте несёт неправильную окраску. Например, кельтский крест. Да, он имеет древние корни, но сегодня он является символом нацизма.
- Хорошо бы вам и среди нашей полиции провести такие тренинги, чтобы не повторялась история, когда правоохранительные органы запретили болельщикам клуба «Торпедо» использовать в своей символике шестерёнку, которая появилась на эмблеме клуба ещё в 1936 году.
- Да, забавная история. Вот поэтому мы выпустили памятку с символикой, на которую делегатам стоит обращать внимание. Среди них свастика, кельтский крест, слоган «White Power», различные руны, имеющие нацистскую подоплёку, нацистские коды типа «14 слов», автором которого является американский неонацист Дэвид Лейн. 14 часто комбинируют с числовым кодом «88», что означает «Хайль Гитлер». Также числовой код «18», означающий «Адольф Гитлер» и так далее. Кроме того, в этой памятке указана символика ультра-правых партий в разных странах, которые зачастую стремятся использовать футбол и фанатов в своих целях. В этой брошюре далеко не все символы, но самые распространённые есть.
- Рафал, скажите честно, российским клубам стоит готовиться к тому, что в ближайшие годы представители FARE будут частыми гостями на российских стадионах?
- Да, мы стремимся к этому. Наши делегаты могут присутствовать на любом матче.
- И никто не будет знать, что вы пришли, всё засняли и передали в УЕФА или в ФИФА?
- В нашем присутствии на матчах нет ничего секретного, мы же не шпионская организация. В конце концов, футбол - явление публичное. На стадионе и без нас ведётся съёмка, имеется много свидетелей происходящего. УЕФА или ФИФА могут принять во внимание любые источники информации. Но самый главный для них - это протокол делегата УЕФА или ФИФА.
- А скандирование фразы, которую очень любят наши болельщики, «Русские, вперёд!» будет считаться для вас преступным?
- Думаю, в ней нет никакого криминала. Здесь же никто никого не обижает. Нет, это не будет проблемой.
СЛУЧАИ РАСИЗМА В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ
***
Уво Мусса Маазу, нигерийский нападающий, пришёл в ЦСКА в начале 2009 года. Но уже в 2010 вынужден был уйти в аренду в «Монако». Маазу очень ранимо воспринимал все проявления расизма на трибунах. Когда болельщики клубов, с которыми встречались армейцы, ухали, стоило нигерийцу коснуться мяча, он расстраивался, просил замену. Так и не прижился в Москве, хотя подавал большие надежды.
***
Питер Одемвинге, родившийся в СССР и живший в России так и не стал нашим болельщикам родным. После того, как игрок ушёл из «Локомотива» в «Вест Бромвич Альбион», болельщики железнодорожников вывесили на своей трибуне баннер «Спасибо, Вест Бром» с изображением банана. В первом же матче за английский клуб Питер забил гол и принёс «дроздам»победу. А болельщики «Вест Бромвича» вывесили ответный баннер, где на русском и на английском было написано «Спасибо, Локомотив».
***
Нападающего московского «Спартака» Эменике болельщики «Динамо» однажды забросали снежками. Разумеется, и без уханья дело не обошлось. В ответ нигерийский футболист показал фанатам средний палец, за что был оштрафован на полмиллиона рублей и условно дисквалифицирован до конца сезона. После этого случая владелец красно-белых Леонид Федун объявил о создании фонда, который будет бороться против расизма и ксенофобии. Правда, с тех пор о фонде ничего не слышно.
***
Знал ли Роберто Карлос, когда соглашался подписать контракт с «Анжи», что болельщики российских клубов будут периодически подкармливать его бананами? Ему показывали банан фанаты «Зенита», а один из болельщиков «Крыльев Советов» вообще запустил этим фруктом в бразильца. После всех этих инцидентов Карлос, Эменике, Одемвинге снялись в ролике против расизма. К ним присоединились Сейду Думбия, Ари и другие темнокожие игроки Российской футбольной премьер-лиги.