…Не рвите волосы на голове в досаде, мы тоже не только отдаем, но и приобретаем. Вот уже кореец Витя Ан принес медаль сборной, еще и останется в России работать тренером. Есть у нас еще Вик Уайлд — Вик выступал за США, женился на Алене Заварзиной, принял российское гражданство, стал бронзовым на чемпионате мира. Или, простите за напоминание, Татьяна Волосожар, в не столь уж далеком прошлом — буквально на прошлых Играх — выступавшая за Украину…
Ну да, звучит во время Игр жестковато: три олимпийских чемпиона по разным причинам отказались от России. Так не вчера же это произошло. Нормальное в принципе движение в спорте, как и в жизни. Обидно, конечно, когда представляешь, что могло бы быть, останься они у нас… Но ведь «останься» могло бы и не быть. Классическое «бабушка надвое сказала».
С Настей Кузьминой и Дашей Домрачевой все уже как-то вообще давно выяснилось и попривыклось. А вот Юрий Подладчиков чуть больше года назад еще решал — он будет российским или «ихним»? И решил: не договоримся.
Хотела сама
Дарья Домрачева в Белоруссии родилась — и нет вообще никаких поводов сожалеть о том, что флаг, который она ввезла вчера через золотой финиш в гонке преследования, не российский. Уехала с родителями в Сибирь в малышковом возрасте, там же начала заниматься спортом. Про Минск никогда не забывала, ездила регулярно.
В 1999 году начала заниматься биатлоном. Была уже многократной чемпионкой России среди юниоров, когда получила предложение от старшего тренера женской сборной выступать за Белоруссию. За переход надо было побороться, шесть месяцев дожидалась разрешения.
Дарья много раз говорила, что всегда хотела выступать за Белоруссию, но, пока жила с родителями в Нягани, это было технически невозможно. Еще говорила, что в сборной России этап отбора в национальную сборную — проблема наисерьезнейшая: пока добежишь до основных стартов, уже никаких сил не остается. Так что все у нее по уму и велению сердца.
Хотела, но не смогла
Если Даша под российским флагом — скорее все же в российском же воображении, то олимпийская чемпионка Анастасия Кузьмина — уж точно наша боль и большая потеря. Да и какая! В истории женского биатлона на Играх в одной и той же дисциплине дважды не побеждал еще никто.
И родилась в Тюмени, за брата, как говорит, кровинушку родную, Антона Шипулина отчаянно переживает и всем сердцем по дистанции бежит, и тренировалась у Леонида Гурьева, и хотела бы… А выступает за Словакию с 2008 года. Ладно если бы еще муж оказался словаком да настаивал на чем-то. Но и у мужа русские корни, и в Словакии они оказались по случаю.
Да, так и видится: женская эстафетная четверка в Сочи да смешанная эстафета… Представляете, сколько медалей могла бы Настя увезти из Сочи? Она при нас, и мы — при ней. И все — в наградах.
Ковыряться в истории — дело сложное. Почему ушла? Совокупность факторов, бытовых условий, непонимания. Человек ищет где лучше. Офисным планктоном чувствующий свою силу быть не хочет.
Хотел и перехотел
Теперь вот и сноубордист Юрий Подладчиков. Самый последний из потеряшек. Чемпион Олимпийских игр. Своя история — переговоры были еще в 2012-м. Мы хотели получить его со всеми потрохами. А он-то и был согласен на возвращение под российский флаг, но по принципу: вы мне деньги — я вам в Сочи стулья, и остальное — мои проблемы.
Можно ли Юру упрекнуть? Швейцария, в которой вырос, прививает другой менталитет. Централизованные сборы, указания тренеров, когда, как и что делать, вплоть до отбоя, — вообще не для сноубордистов, люди они по определению с особыми мозгами. В правила не укладываются, иначе выкрутасы на трассе были бы недоступны. Своя культура, свой характер.
На Подладчикова у России нет абсолютно никаких моральных прав. Вырос с четырех лет в чужих условиях, на чужом хлебе и воде, на роскошной трассе. Ну родителям не очень нравился сноуборд, зато вокруг все было пропитано духом экстрима и вольности.
Почему мы не договорились с чемпионом? Потому что не привыкли доверять чьей-то уверенности. Это тот случай, когда надо было рискнуть. Свободу выбора в подготовке просил не тот Юра, который выступал восемнадцатилетним в Турине, а вице-чемпион мира на момент переговоров, прямой конкурент Шона Уайта, чье имя знают даже те люди, кто совсем еще не выучил слова типа хаф-пайп.
У нас, бывает, особые права спортсменам выдаются. Но не сноубордистам, конечно. Для того чтобы это случилось в подобном виде спорта, надо, чтобы кто-то жестко гарантировал медаль. Для того чтобы гарантировал — надо, чтобы мог оценить ситуацию. Таких не нашлось
…Жалеть — два раза потерять. Жалеть о чужих медалях вообще неправильно. Нам хватает и своих страданий — если бы не промахнулся Шипулин, потом Устюгов, а другой Устюгов и Гафаров не упали в спринте, да Демченко не ошибся во втором заезде, а Скобрев и Юсков… Фу ты! Так можно лишить себя всякого удовольствия на Играх. Все эти переживания, как и по поводу «перебежчиков», с одинаковыми дурацкими словами «если бы».