«Спортсмены изменились. У отца было три сына: два умных, третий спортсмен — это не про наши дни. Сегодняшний «третий» требует объяснений, что и для чего делается. А жизнь чемпионов диктует свой ритм. Спортивная же медицина помогает им выдержать ритм жизни», — так просто как-то в одном из разговоров заслуженный врач РФ Фаина Алексеевна Иорданская определила задачи спортивных медиков.
Заведующая отделом функциональной диагностики и спортивной медицины Федерального научного центра физической культуры и спорта знает что говорит. Автор 330 научных публикаций, в том числе шести монографий. Среди публикаций — статьи, написанные совместно с заслуженными тренерами по футболу О.И.Романцевым, Ю.П.Семиным. И вот новая книга — «Мониторинг физической и функциональной подготовленности футболистов в условиях учебно-тренировочного процесса».
— Сегодня требования к уровню подготовленности футболистов резко возросли, — говорит Фаина Алексеевна. — Обусловлено это и коммерциализацией футбола, и конкуренцией в составе, учитывая привлечение легионеров, и жесткими задачами, которые ставят перед футболистами хозяева клубов, и контролем за игрой со стороны болельщиков, журналистов, интернет-сообществ, и даже резкой оценкой выступления команд, что далеко не редкость сегодня. Мелочей, как всегда, в большом спорте нет. Поэтому специалистам надо учитывать абсолютно все факторы: спортсмены должны выдерживать огромное напряжение физических и психоэмоциональных нагрузок. Мониторинг — важнейшая составляющая в общей системе подготовки. Чтобы добиться максимального эффекта в годичном цикле, необходим также мониторинг физической и функциональной подготовленности на основных этапах годичного цикла.
Помню, команда Юрия Семина — он, кстати, очень часто тестировал футболистов — получила приглашение на сбор в Боливию. Побаивались ехать — впереди стояли важные задачи, но все же рискнули, хотя игровые виды не очень используют горную подготовку. Провели тестирование до отлета, выявили нюансы, которые надо было корректировать. Находились там на разных высотах — 1, 2, 4 тысячи метров. Благополучно прошли адаптацию, потом снова были тесты. Так вот, Юрий Палыч отмечал, что положительный эффект он наблюдал потом в течение всего месяца.
Искать, надо всегда искать пути улучшения и облегчения тренировочного и восстановительного процессов! Знаете ведь, про наших футболистов очень часто говорят: у них плохая реализация моментов. Мы стали мерить ребятам скорость двигательной реакции. И оказалось, что у нападающих самая медленная скорость реакции. В момент высокого напряжения игрок работает на пульсе 180–190 ударов. И очень важно сохранить устойчивую реакцию: тогда и шайбу увидишь вовремя, и мяч поймаешь с ходу, и в створ ворот попадешь. А там уже скоростно-двигательная реакция вратаря определит, сможет ли он тоже в это время не сплоховать. После того как мы изучили вопрос, Семин стал тренировать скорость двигательной реакции. Положение выправилось. Мы с Юрием Павловичем даже статью потом написали и опубликовали.
Фаина Алексеевна подчеркивает, что новое издание подготовлено на основе функционально-диагностического тестирования, которое было проведено в процессе учебно-тренировочных сборов семи клубных команд и пяти детско-юношеских школ по футболу. В работе участвовали 377 футболистов. Работы осуществлялись на спортивных футбольных базах: Тарасовка, Баковка, Мячково, Новогорск, в манежах ЦСКА, «Локомотив», «Спартак», «Торпедо» им. Э.Стрельцова.
— В футболе, — говорит кандидат медицинских наук Фаина Иорданская, — как известно, разбираются все. Но специалисты «видят» его изнутри. И для того, чтобы не повторять ошибок, надо начать с изучения уже накопленного опыта.