Такое странное чувство: смотришь этот Кубок мира и ловишь себя на мысли, что нам-то с вами все это хорошо знакомо. И удивительная трансформация героя нации в козла отпущения: Капелло, Липпи, Рехагеля, Антича еще недавно носили на руках, а теперь плевок в них служит признаком хорошего тона. И разбившиеся надежды, оказавшиеся неоправданно завышенными. И ненависть к игрокам, оборачивающаяся стремлением вытащить на белый свет их подноготную. В Испании перед игрой с Чили, где любой результат, кроме победы, стоил бы “красной фурии” места в плей-офф, дошли до того, что пытались повесить всех собак на красавицу телеведущую, подружку Касильяса: мол, слишком много она оттягивает внимания у вратаря, мешает даже на расстоянии сосредоточиться на футболе.
Совпадение или нет, но в негативных эмоциях сейчас бьются преимущественно европейские страны. Марадона и вовсе предрек Старому Свету быстрый закат, оттолкнувшись от результатов этого Кубка мира. Спору нет, Южная Америка смотрится здесь бесподобно — и причина совсем не в усталости игроков-европейцев, чем пробуют объяснить провал Англии, Франции, Италии и иже с ними. Если посмотреть внимательнее, тяжелее всего в ЮАР пришлось тем, у кого нет лимита на легионеров. Что Италия, что Англия с каждым новым годом все сильнее испытывают нехватку классных доморощенных футболистов. Оливер Кан, чья сборная Германии наполовину состоит из детей мигрантов, говорящих на немецком языке и воспринимающих немецкий менталитет как неотъемлемую часть самих себя, перед одной восьмой финала с Англией был правдив и категоричен. “В Англии не осталось вратарей. У нас в “Баварии” существует жесткая установка: ворота должен защищать только немец, и никто иной. Так же смотрят на жизнь и другие клубы, понимая, что иначе мы можем остаться без сборной. А в Англии клубы все охотнее зовут легионеров, не понимая, к чему это приведет”.
В России, где и без того хорошие игроки редкость, не первый год всерьез обсуждается идея отмены лимита на легионеров. Что за этим последует, предположить несложно. Если уже сейчас за нынешним поколением “сборников” пусть не пустота, но плохо вспаханное поле, то лет через пять-семь наступят иные, более тяжелые времена. А отвечать за все придется тренеру. Будь он Капелло, будь он Липпи, будь он Хиддинк или Иванов, Петров, Сидоров.
Грустная тема… Да и не с руки журналисту заниматься прогнозами, тем более — неутешительными.
Кстати, о прогнозах. Есть один специалист, угадывающий результаты на Кубке мира-2010 с поразительной точностью. Он занимается этим не первый год, но в дни Евро-2008 у него была точность предсказаний 80%, а сейчас его вердикты безупречны. Зовут его Пол, он живет в бассейне при Берлинском исследовательском центре, и он осьминог. Пол угадал все четыре результата матчей сборной Германии. Принцип прогнозирования прост: ему подают два одинаковых контейнера с едой, на крышках которых нарисованы флаги Германии и ее очередного соперника. Какой контейнер выбирает Пол, та сборная и победит. Перед матчем с Англией осьминог не просто выбрал немецкий флаг, он едва ли не запрыгнул в контейнер — и мы увидели не победу немцев, а полный разгром, который они учинили англичанам.
Раймон Доменек, возможно, узнав об этом, загрустит. Он привык за время работы в сборной полагаться на советы астролога — и сел в лужу. Осьминоги, оказывается, разбираются в футболе лучше, чем звездопоклонники.
Если так и дальше пойдет, глядишь, через четыре года в Бразилию каждая команда привезет своего осьминога — на всякий случай. Чтобы было кого сделать крайним, если не повезет. Может, и тренерам тогда чуточку поспокойней работать будет.