ISU с ведром
…Анонс события бил одной строкой: ISU допустил Россию к квалификационному отбору на Олимпийские игры. Многие тут же буквально задохнулись от восторга: есть, пробит запрет на выступление фигуристов и конькобежцев, ликуй, страна! Но за строкой гнездились там и сям, в какой пункт ни окунись, пояснения, от которых ликовали, по всей видимости, лишь чиновники ISU, набравшие самые шокирующие пункты из всей летней олимпийской истории допуска для нейтральных атлетов.
На данный момент критерии выглядят так, словно они взяли одно ведро и вывалили туда сразу всё, что наработано непосильным трудом и фантазией предыдущих комиссий в летних видах спорта. Да, мы знаем, ничто не вечно, и критерии еще могут измениться, но время для «добрых дел» может быть упущено.
Главное на сегодня: допуск к самому сезону наши спортсмены не получили, разрешение на выступление относится только к квалификационным турнирам. В заявлении совета ISU сказано, что организация санкционирует допуск наших спортсменов на Игры-2026 «в качестве исключения». Нейтральный статус — само собой. Отсутствие отечественного флага и гимна не обсуждается. Командный турнир фигуристов, командные гонки в конькобежном спорте и эстафеты в шорт-треке — не для нейтральных спортсменов.
Допуск получат в каждом виде только по одному представителю. У них есть право выступить, поклониться и уйти немыми — во время соревнований будет запрещено участвовать в пресс-конференциях, давать интервью не только в микст-зоне, но и вообще. Нет права быть ассоциированным с персоной, отбывающей наказание, это касается спортсменов и тренеров. (И группа, и тренеры, которые сразу приходят в голову в связи с допинговыми событиями на Играх в Пекине, даже называть не надо: у всех на слуху, но этот пункт, как никакой другой, требует разъяснения.)
Каждый потенциальный участник заполняет анкету о себе, данные биографии, указание на все социальные сети, ссылки даже на удаленную информацию, участие в официальных мероприятиях по известному поводу… Такая анкета из серии «помоги комиссии сам». Никаких временных рамок для вынесения решения нет. Да, можно подавать жалобы на отказы в допуске в Спортивный арбитражный суд. Но это, если что, слабые надежда и утешение.
Вновь в соответствии с рекомендациями МОК для проверки нейтральных спортсменов — соответствует или нет критериям — заработают комиссии. Необходимы тесты из антидопинговой лаборатории за пределами страны. Спортсмены, которые работают по контракту с военными или силовыми структурами стран, а также поддерживающие СВО на Украине, допуск получить не смогут. Посты спортсменов в соцсетях, участие в мероприятиях, любые формы одобрения СВО — все будет исследовано. И не только публичные заявления, любой символ в поддержку СВО, любое фото… Как понимаете, при большом желании, тем более, не имея необходимости сообщать, за что отстранение, вычеркнуть из списков можно любого.
Квоты, которые будут получены спортсменами, окажутся именными. Если что-то происходит, травма или болезнь, замена невозможна. «Перераспределения квот для нейтральных атлетов производиться не будет», — говорится в релизе на сайте ISU. Ну, и самое прекрасное: кандидатов на эти именные квоты надо назвать до конца февраля, то есть за полгода до квалификационного турнира у тех же фигуристов и за год до Олимпийских игр.
Сами в шоке
Чемпионат России в Омске выдался потрясающим. Не было здесь ни одного провального вида, на котором можно было бы восстановить нервную систему, правда, радующуюся своему разрушению, такое тоже бывает. Завершали турнир одиночники и раздербанили свои и чужие эмоции так, что бросало то в жар, то в холод. Чемпионом России стал Владислав Дикиджи, выступивший раньше основных конкурентов и успевший изрядно помутузить себя во время краха основных конкурентов.
Дикиджи, раздав обязательные интервью во время чемпионата сразу после объявления результатов, пришел на пресс-конференцию первым из призеров. И вдруг спросил: «Можно я маме пойду позвоню, пока ребята не пришли?». Было трогательно.
Влад так приучил всех к безошибочным прокатам за два сезона, что, когда в короткой программе его вдруг подвел четверной лутц, это было чем-то невероятным. А шестое место не предвещало накануне произвольной ничего хорошего. Оно ведь виделось, естественно, в победе. Зачем запрашивать у судьбы заведомо меньшее, чем то, на что способен?
Нет, во время короткой программы никто еще не знал о потенциальном допуске наших фигуристов к потенциальным Олимпийским играм через потенциальный квалификационный турнир. Дикиджи, как и все фигуристы, узнал об этом в день отдыха мужчин и сказал потом, что сначала новость его шокировала, но он «через десять минут забыл о ней и больше не вспоминал». Что же, не самый плохой ход для сохранения нервной системы, если это, конечно, правда. И не каждый из фигуристов, по всей видимости, смог его сделать.
А вообще турнир одиночников можно охарактеризовать общими словами: «Сам в шоке». Чемпион России и, похоже, главный претендент на квалификационный турнир и далее, Владислав Дикиджи назвал свои впечатления невероятными от начала турнира и до конца.
Сначала не ожидал, что допустит ошибки в короткой программе: «Вроде, не особенно критичные, но мне казалось, что все, нет шансов, все рухнуло». Казалось ему и другое: метался между двумя крайностями: бороться или… «Или» это представить сложно, но мысли такие у Влада были, потому что короткая программа «чуть-чуть подбила меня, потому что я не привык допускать ошибки». Потом была ночь перед произвольной и вот тут-то с виду невозмутимый фигурист оказался вполне себе земным: «ноги потеют, спать не хочется, адреналин, да еще другие виды закончили, все радостные, а нам еще катать, тяжеловато, понятное дело».
Правда, выходя на лед в произвольной программе, он еще «переживал, но откатал достаточно уверенно, легкость в ножках была». Эта легкость в чистом произвольном прокате с исполнение четырех четверных прыжков и стала решающей. Так что никаких «или».
В шоке от себя и случившегося оказался и Глеб Лутфуллин. «Предполагал, что в призы попаду, но представить себе это не мог». И перед турниром он настраивал себя главным образом не на призовое место. Прилетев в Омск, повторял: «Не смей упасть в короткой программе с первого элемента!». Не упал потом и в произвольной, в которой так выложился, что на последних элементах уже даже не на характере катал, явно автопилот работал.
Потом, вернувшись в реальность, которая оказалась в серебре, Глеб скажет, что понял: «Надо идти и делать, не думая о местах. Я все знаю, все умею, почему бы это не воплотить в программе?».
Евгений Семененко в короткой программе решил улететь даже дальше Дикиджи: на девятое место. Потому на произвольную двукратный чемпион России выходил после преследующих его мыслей в день перерыва: такого еще в карьере не было, «зачем дальше катать, 15 баллов до первого места?». Эти мысли «в голове крутились, я рад, что они уходили, и в день произвольной выходил уже бороться». Борьба принесла бронзу, которой Семененко, и это было видно и по его настроению, и по улыбкам и реакции на вопросы, был реально доволен. Выражаясь грубовато, чемпион избежал крупного провала.
А вот Петр Гуменник и Марк Кондратюк в этот провал буквально ухнули. Вряд ли они сами могут объяснить, что именно случилось. В короткой программе оба выглядели не просто убедительно, а ярко и мощно. Марк Кондратюк, конечно, выступал под последним номером в произвольной, но так и опыта у него — более чем достаточно. Начитался вволю предположений, что ни одна комиссия не допустит до Игр по целому ряду пунктов? Можно гадать и так, и эдак, но лед устроил ему буквально публичную казнь. Пять четверных прыжков в произвольной, которые он показывал в сезоне, остались где-то там в прошлом, а в Омске Марк сделал чисто только один. Так Кондратюк шоково слетел с первого места на пятое.
Петр Гуменник не очень ровно шел по сезону. Но казалось, к чемпионату подошел во всей своей стати. Возможно, он как раз думал не о комиссиях, а о самой возможности попасть на Олимпийские игры. Возможно, были другие причины, о которых расскажет позже. Но за блистательной короткой программой последовала разрушительная произвольная: и падение, и сорванные прыжки. Смотреть на такое трудно.
Аделия юбилейная
Женское одиночное катание явило трех призеров, каждая оказалась с исполнением элементов ультра-си. И это — тоже прорыв последних лет, итог нынешнего года.
А чемпионка Аделия Петросян, похоже, задалась целью не только вывернуть себя наизнанку на льду, чтобы показать все, на что способна, но и сделать то же со всеми вокруг. Этери Тутберидзе плачет? Это оценка оценок. Да, потом Аделия даже попыталась как-то прикрыть тренера, предположив: «Может быть, ей что-то в глаз попало?». Но тут же и извинилась перед наставницей, что заставила ее достать белый, даже издалека заметный, носовой платочек. Кстати, в Омске была десятая победа тренерского штаба Тутберидзе на чемпионатах России в женском одиночном катании.
Петросян призналась, что лично напомнила об этом Этери Тутберидзе. И сказала, что ей очень важны взаимоотношения с тренерами. «Мы держимся друг за друга, каждое слово, каждая эмоция мне помогает либо опомниться, либо порадоваться, двигает меня вперед.»
Аделия своим красным платьем в танго, усиленным и двумя четверными прыжками, и акселем в три с половиной оборота, и волшебными руками, и яркими акцентами, подчеркивающими музыку, и эмоциями — от страсти до слез — была столь хороша, что огромный зал в Омске долго стоял, захлебываясь в криках и овациях. Фигуристка скажет, что не хотела плакать на льду, но на последнем элементе подумала: «Плачь, не стесняйся, все поймут! Слезы потекли сами, надеялась, что не упаду на поклоне, это было бы смешно».
На пресс-конференции потом Аделия вроде как все время тоже шутила. Но за шутками, которыми, как известно, всегда проще прикрыть истинное состояние, внезапно проскакивали подробности того, что происходило перед произвольной программой. Оказалось, что лучше вообще не вспоминать то состояние, в котором она выходила на лед. «Думала, что умру где-нибудь, просто было безумно страшно. Ноги тряслись, всё тряслось. Земля уже и лед уходили из-под ног. Хотелось просто где-нибудь лечь. Морально тяжело было собраться».
Она скажет еще, что смогла собраться благодаря словам тренеров и сообщениям, полученным от мамы. И бабушка, «конечно, тоже присылала слова, которые надо произнести, чтобы услышали «там». Не знаю, мне кажется, я молитв пять произнесла». И было «безумно страшно».
В Омске Аделия впервые исполнила обе программы без ошибок и с полным на сегодня набором элементов ультра-си. После короткой программы у нее был вполне достойный запас в баллах, чтобы не нервничать (хотя реальность, по ее словам, и показала другое, но жажда быть идеальной и выложиться на сто процентов возможностей — это, конечно, качество лидера). После произвольной итоговые оценки по сумме двух программ выглядели так: Петросян набрала 262,92 балла, Дарья Садкова получила 234,69 балла, Алина Горбачева — 223,92 балла.
И Даша Садкова, и Алина Горбачева впервые стали призерами чемпионата России. Они обе и верили, и не верили в случившееся. Даша осуществили мечту, показав два четверных прыжка, Алина была близка к тому же, пока не без ошибок. И обе фигуристки были счастливы, говорили о том, что день произвольной программы — их лучший день в году. Они толком не знали, как и многие фигуристы, что думать о допуске ISU, пытались сказать, что это, наверное, хорошо, но не пытались что-то прогнозировать.
За пьедесталом, причем в двух сотых балла от третьего места, обидно осталась Софья Муравьева, которая к чемпионату России не успела все же восстановить тройной аксель, но успела обрести более комфортное для себя психологическое состояние. Муравьева обязательно вернется на вершину, в Омске это стало очевидно.
Заставила почти не дышать зал своим прокатом Софья Акатьева. Соня, восстанавливаясь после пропуска сезона, тоже только возвращает себя нам и себе. Но, облегчив произвольную и не заморачиваясь на данном этапе четверным прыжком, Акатьева вновь завораживает. Обретет уверенность и тоже начнет бороться за пьедестал.
Танцы в будущее
Александра Степанова и Иван Букин стали четырехкратными чемпионами России в танцах на льду. И не дали в этом усомниться, вновь показав в заключительном танце высочайший уровень. Елизавета Худайбердиева и Егор Базин в произвольном танце сумасшедшим прокатом все же захватили серебряные награды, опередив Ирину Хавронину и Девида Нарижного на 0,45 балла. Но эта битва вовсе не окончена.
Наши танцы становится реально интересно смотреть. Весь сезон прогнозы могли не срабатывать, нервы не выдерживать, но вот красота и неожиданности танцевальных турниров покоряли. И на чемпионате России за пределами тройки успели запомниться многие. Все дуэты в Омске выглядели значительно сильнее, чем на этапах Гран-при. Так что финал Гран-при может показать и еще большую борьбу.
Хороши, но пока не безупречны Василиса Кагановская и Максим Некрасов, Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано, Софья Леонтьева и Даниил Горелкин, Анна Щербакова и Егор Гончаров, Екатерина Миронова и Евгений Устенко, Софья Шевченко и Андрей Ежлов… Уже то, что можно назвать столько фамилий, говорит о конкуренции, которая с каждым стартом набирает обороты.
«Мишки» без соперников
В парах выступило только восемь пар, но и их хватило и для триумфа, и для буквально трагедии. Не вышло у Александры Бойковой и Дмитрия Козловского навязать борьбу Анастасии Мишиной и Александру Галлямову. Для Саши с Димой чемпионат в Омске просто опрокинул все ожидания и надежды. Да, остались вроде на втором месте, но показанный уровень исполнения элементов – совсем не их.
Да и второе место удержано, скорее, больше поддержкой, чем реальностью. Об этом даже сказал сам Дмитрий, отметив, что ему кажется, было бы достойно, окажись Наталья Хабибуллина и Илья Княжук на втором месте. Такие слова делают честь самому Козловскому, но все же хотелось бы увидеть возвращение Саши и Димы в полной боевой готовности.
Кстати, ведь Наталья Хабибуллина и Илья Княжук, занявшие третье место, к чемпионату России восстановили себя после серьезной травмы и пропусков стартов. И явно не захотят впредь радоваться бронзе.
Анастасия Мишина и Александр Галлямов – это песня безукоризненности и напора по всем фронтам. «Мишки», как зовут пару фанаты, выходили на произвольную программу победителями. И ушли со льда, сделав все, чтобы каждый из присутствующих только и качал головой: вот это они дали! Их произвольная программа – набор темпа до самых последних минут. Мощь, сложность и красота. Все то, что мы так любим в парном фигурном катании.
…Что любит ISU, это вопрос вопросов. Не только прогнозировать, но и попытаться предусмотреть все козни критериев теперь должны будут руководители ФФККР, выбирая фигуристов для олимпийской квалификации. Гадать бессмысленно, хотя мы все еще не раз будем это делать, рассматривая все условия. А уж «не мы» будут делать это с еще большей дотошностью. Но, отталкиваясь от сегодняшних результатов, спортивный принцип, видимо, все же определил на главном старте и основных, и запасных участников.