Фигуристы Бойкова и Козловский отказались от выброса в четыре оборота

Этап Гран-при России по фигурному катанию в Казани вывел на лед две пары

Этап Гран-при России по фигурному катанию в Казани вновь заставил вспомнить и о проблемах парного катания, и о его возможностях. Наши пары под речи о кризисе всего вида во всем мире хотят удивлять и зрителей, и самих себя. Правда, нашумевший четверной выброс Бойкова и Козловский оставили на вторую часть сезона, если будут исполнять, то уже после чемпионата России.  

Этап Гран-при России по фигурному катанию в Казани вывел на лед две пары
Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

Это, может, и печально, и даже смешно, но так случилось. В парах на казанском этапе оказалось только два участника. Как и сказал Дмитрий Козловский, было первое место и последнее. Виктория Васильева и Роман Запорожец снялись еще до старта, а Наталья Хабибуллина и Илья Княжук — уже во время официальной разминки. Илья задел коньком ногу партнерши, пришлось накладывать швы. Медики, по предварительной информации, прописали фигуристам неделю без ледовых занятий.

Битва с вынужденно отсутствующими, конечно, могла случиться более эффектной, но зато двум парам выпало испытание проверить себя и в таких соревновательных условиях. Александра Бойкова и Дмитрий Козловский стали первыми (232,71 балла), Елизавета Осокина и Артем Грицаенко (206,10) — вторыми.

Лиза и Артем выступили уже на втором этапе подряд, первый они выиграли. Но было это, можно сказать, за несколько дней до Казани, так что перерывчик между выступлениями случился небольшой. Сделали вывод: на следующий сезон не будут выступать на этапах, следующих друг за другом. «Второй этап подряд, у нас сейчас немного эмоциональный спад, немного тяжело. После проката хочется сесть, нет ярких эмоций».

Грицаенко признался, что в Казани они «должны были набрать побольше баллов». Но из-за того, что «устали морально», не было куража, хотя «это все отмазки». Эмоции остались смешанные: «с одной стороны, мы — последние, с другой — вторые, может, это и помешало». Лиза даже поделилась ощущением, которое появилось у нее на этапе: «никто не подгонял, понимаешь, что уже в призах».  

Максимализм — черта тех, кто хочет идти вперед. Фигуристы говорят, что важнее для них все же баллы, а не места. Произвольная программа Осокиной и Грицаенко была выполнена очень хорошо до злосчастной поддержки, на которую не хватило, по признанию партнера, сил. Это, конечно, привело к потере баллов и смазало общее впечатление. До чемпионата России и борьбы за пьедестал нужно все же «морально» отдохнуть, чтобы дать себе и волю, и настрой на соревновательный кураж «без отмазок». В Омске на чемпионате России надо будет появиться во всей красе.

Чемпионы Бойкова и Козловский рассказали, что сегодня выходят на лед с определенной мотивацией: на российском уровне они выиграли уже все, поэтому соревнуются не за медали, а «за достижения, рекорды, новые грани наших возможностей». И им не интересно уже «просто приехать и забрать свою медаль, какой бы она ни была». Цель — в другом: в каждом прокате показывать «грандиозное и высококлассное катание», за которое они будут получать, как им хочется верить, рекордные баллы.

Почетный вице-президент Международного союза конькобежцев (ISU) Александр Лакерник, рассуждая о нынешней судьбе парного катания и тех самых «новых гранях», говорит, что при действующей шкале оценок парникам нет особого смысла усложняться, это очень рискованно. И пока ISU менять ничего не собирается. К стагнации парного катания привести это не должно, так как можно риск компенсировать скоростью и зрелищностью.

Но фигурное катание сочетает и спорт, и искусство, а любой спорт живет по принципу «быстрее, выше, дальше». Поэтому сложность программ так или иначе будет расти, с «какими-то, может быть, колебаниями, но все равно будет». И спортсмены все равно будут пытаться рисковать, правда, пока «очень ограниченно».

Бойкова и Козловский, можно сказать, подтверждают эти слова буквально. Фигуристы давно уже разучивают выброс в четыре оборота, а в начале октября пробовали исполнить его на мемориале Панина-Коломенкина. От вопроса о сложнейшем элементе им теперь уйти нигде не удастся. Правда, в Казани пара попыталась себя обезопасить: «пока что не будет четверного выброса в течение сезона», а на мемориале это «был такой эксперимент». После которого они и пришли к выводу, что, когда поменяли очередность элементов из-за выброса, пострадала вся программа, общий эффект от нее был потерян. А эффект должен быть: «Это первая наша произвольная, где мы вообще не останавливаемся, это редкость в парном катании, это сложно. И нужно катать максимально чисто».

Сегодня вопрос, есть ли жизнь у парного катания, не накрыл ли этот вид острый кризис, связанный в том числе и с отсутствием наших чемпионов на международной арене, — один из самых популярных. Бойкова считает, что кризис уже даже не подкрался, его видно и по юниорам: «Мы с Димой замечаем, что, даже когда мы приходили в юниоры, конкуренция была выше, чтобы попасть в топ-6, надо было очень постараться». А Козловский выступает более резко: «В наше время такие люди (кто оказывается сегодня на международном пьедестале. – Прим. ред.) даже на Гран-при не ездили».

Александр Лакерник говорит, что в парном катании сегодня крутится практически один и тот же набор элементов, а вопрос лидерства упирается в то, как именно выиграть? За счет чего? Сложность, с одной стороны, выросла: нужны два разных тройных прыжка, а еще лучше и не сальхов и тулуп, зрелищные поддержки, тройные выбросы… А с другой стороны, как раз в парном катании сложность несколько ограничена, и те же четверные выбросы стоят сравнительно мало, смысла в риске нет.

Объясняя, почему ISU пошел по такому пути, специалист говорит, что фигурное катание не хочет увидеть серию серьезных травм. Но усложнение, и четверной выброс в том числе, — это один из вариантов чемпионства: «люди же пытаются выигрывать». И, если пары найдут способ «сделать квад рабочим элементом, чтобы его можно было много раз исполнять без особого риска травмироваться, тогда в нем есть смысл». Признал Лакерник и то, что элемент в исполнении Бойковой и Козловского «выглядит не так страшно».

Отказываясь сегодня на стартах исполнять четверной выброс, отказываются ли Бойкова и Козловский от риска вообще? Нет. «Будем пробовать четверной выброс после чемпионата России», — подытожила Александра Бойкова. И тем самым все же невольно признала, что «забрать свою медаль» для них — тоже весьма важно. Что, впрочем, как раз норма для большого спорта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29398 от 6 ноября 2024

Заголовок в газете: Лед, кайф, гнев

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру