Эту историю могут рассказать многие. Но особенно красочно ее как-то на одном из семинаров передал директор тренерского штаба сборных команд России по дзюдо Виталий Макаров (призер Олимпийских игр - 2004 и чемпион мира), закончив вопросом: «Представляете, какая реакция была?».
В 2011 году в Санкт-Петербурге состоялась известная совместная тренировка борцов, самбистов и дзюдоистов, в которой принимал участие и Владимир Путин. После тренировки один из борцов начал говорить про традиции золотых медалей в отечественных единоборствах и заявил, что «надо быть дураком, чтобы поверить в иностранного специалиста, который за короткое время может изменить ситуацию к лучшему». В ответ Путин сказал: «А я верю. И что вы хотите этим сказать?». Да, реакцию представить можно.
Эцио Гамба, появившись у нас в сборной, стал тогда сенсацией, а заодно и поводом для сильного раздражения. Приехал осенью 2008 года, был назначен главным тренером национальной команды. Дело было после Олимпийских игр в Пекине - 2008, сборная России не завоевала там ни одной медали, хотя и привезла сильный состав. Гамба, еще не сотрудничая со сборной, когда его мнением поинтересовались, поставил диагноз: причина неудачи – в неправильной подготовке.
На должность нового главного тренера Эцио прошел не на безальтернативной основе. Итальянец представили ФДР программу работы вместе с немецким специалистом. Гамба предложил России тот долгосрочный проект по развитию дзюдо, который надеялся осуществить в Италии. Дома не поняли, а в России к его программе отнеслись «более внимательно». Так он стал работать с нашей сборной.
Недовольных было много. Гамба потом рассказывал: никогда не смотрел на российских коллег как на соперников. Но старая школа тренеров, чьи воспитанники конкурировали в сборной, не могла похвастаться международным опытом, многое делалось «на глазок». И на вопросы, для чего та или иная работа, ответов не было. И до прихода итальянца в сборной России вообще не было систематизированной системы подготовки. К тому же многие тренеры восприняли назначение Гамбы в штыки, потому что он отсек их влияние на выбор кандидатов для участия в стартах. Звонили, писали, «ворчали в кулуарах». Задавали вопрос: «Что, у нас своих специалистов нет?».
Тренер столкнулся и с тем, что сборная России состояла из разрозненных групп спортсменов, между собой они практически не общались. И это он считал болевой точкой, выстраивая слаженную команду, которая проводит 300 дней в году на сборах. При этом выступал против жесткого противостояния внутри команды: конкурировать надо с соперниками. А между собой тратить силы и энергию смысла нет, это приводит и к травмам, и к психологическому выгоранию. Выявить же сильнейшего на сборах при этом не составляет труда: если ты весь год наблюдаешь за спортсменами, кто и на что способен, знаешь.
Команда тоже поначалу его принимать не особенно-то и хотела. Тренер на первом собрании сказал просто: две недели поработаем, дальше – решите, будете тренироваться дома или вместе. На признание хватило пяти дней, тут и личным тренерам пришлось смириться.
Уже на первый чемпионат Европы в должности главного Эцио Гамба заявил тех, кто, как он считал, находился в лучшей форме. Результат: три золота, серебро и бронза. Так он завоевывал доверие через убедительные доказательства. И, если в 2009 году в сборной не было ни одного спортсмена, который бы входил в десятку сильнейших, то в 2012-м накануне Игр в мировой рейтинг сильнейших входили по два российских дзюдоиста в каждой весовой категории.
Гамба продолжал выстраивать систему и разжевывать: спортсмену надо дать как можно больше информации, зачем он должен делать «то» или «это». Необходима осознанная работа, именно она сворачивает горы. Принуждение называл не свойственным ему стилем. «Если атлет находит убедительные аргументы «против», я с ним соглашаюсь». Еще объяснял: максимальный результат не нужно показывать на каждом соревновании. Потому что иногда старт – это часть подготовки к более важному и ответственному, зачем же форсировать форму. Победы любят планирование.
Эцио Гамба не скрывал: когда его пригласила работать, поставил условие: состав определять будет только он. Как и решать, кто поедет на Олимпиаду 2012 года. И в этом случае результат гарантировал. Россию тренер Гамба к победам привел. В Лондоне-2012 на высшую ступень пьедестала почета поднялись Мансур Исаев, Арсен Галстян и Тагир Хайбулаев. После триумфальных Олимпийских игр, когда наши дзюдоисты завоевали пять наград и заняли первое место в медальном зачете, обойдя аж Францию, он стал генеральным менеджером сборной России.
А золотым медалистам от него после Лондона, кстати, досталось: слишком много торжественных встреч посещают. Эцио Гамба ведь сам знал, что такое завоевать медаль на Играх: победил на Олимпийских играх в Москве-80 и принес Италии первое золото Игр в дзюдо. Потом стал вице-чемпионом в Лос-Анджелесе-84, всего участвовал в четырех Играх: с 1976-го по 1988 год. После золотой Москвы, как рассказывал, от всех «закрылся», потому что хотел не сгорать в ажиотаже, а идти дальше.
Правда, упрекая чемпионов Лондона, признавал: в России гораздо больше внимания к спорту, чем в Италии. Это и хорошо, и создает проблемы: «от тебя постоянно ждут большего, все, что бы ты ни выиграл, недостаточно». Завоевал серебро или бронзу – почему не первый? Добываешь второе и третьи места: «здорово, но золота-то нет!». Гамба называл сборную России уникальной командой, от которой всегда ждут максимум. И переживал, что такое давление совсем не просто выдержать молодым.
В Рио-де-Жанейро-2016 национальная команда завоевала два золота и бронзу, перед теми Играми Гамба получил гражданство России и звание заслуженного тренера России. В Токио-2020 сборная завоевала три бронзы. В Париже-2024 выступать отказалась: допуск получили только четверо из семнадцати дзюдоистов.
Эцио Гамба выстроил систему подготовки спортсменов в сборной, опираясь на единомышленников. Он учился сам и учил других. «У меня было «тоннельное» зрение на дзюдо, взгляд спортсмена. И я начал спрашивать друзей по всему миру, как лучше делать вот это, вот это, вот это и массу других вещей. Из того, чем со мной поделились и объяснили, я начал строить свою систему тренировок, собственную концепцию подготовки дзюдоистов».
Когда-то Эцио Гамба предложил руководству ФДР на выбор две программы развития: первая – работа с ограниченным числом спортсменов, вторая добавляла еще резерв и тренеров, проведение семинаров в регионах. Второй путь победил. Перед Олимпийскими играми в Токио - 2020 Эцио Гамба уже говорил: система создана, все специалисты находятся на своем месте и знают, что делать. Тогда, еще в теории рассуждая о возможном уходе из сборной, признавал: было бы идеально, если на его месте окажется тот, кто уже находится внутри команды специалистов.
О том, что Эцио Гамба уходит, после отчетно-выборной конференция ФДР рассказал вновь избранный на должность президента Сергей Соловейчик. Сказал, что в ближайшее время в сборной России произойдут кадровые изменения: генеральный менеджер Эцио Гамба, «заложивший базу для сегодняшних успешных выступлений, принял решение продолжить карьеру на родине». Поблагодарил Эцио за все, что было сделано в России, и выразил надежду, что в Италии «у него всё сложится, и у нас будет еще один близкий человек за рубежом».