Игры дружбы могут перенести, но это пока не точно: вопрос мощи

Будут ли приняты организаторами рекомендации провести соревнование примерно через год

Генеральный директор оргкомитета Игр дружбы Алексей Сорокин не стал отвечать на вопрос журналистов о переносе сроков проведения Игр дружбы, запланированных на сентябрь. А глава Международной ассоциации бокса (IBA) Умар Кремлев все же гуляющие слухи подтвердил: «Игры состоятся, просто будет общее решение, в этом году или в следующем». Многие, конечно, настроились на этот год. Но, правда, лучше в следующем. 

Будут ли приняты организаторами рекомендации провести соревнование примерно через год

Игры дружбы запланированы в Москве и Екатеринбурге в сентябре 2024 года. «На вопрос о переносе Игр отвечать не буду», – сказал Алексей Сорокин. И это уже было почти ответом: похоже, вопрос еще не решен. Можно понять и так: с датой объявленных Игр один раз явно поторопились, второй раз надо бить в точку.

Точно поторопились? И не в давлении МОК или WADA даже дело, хотя и с этими организациями надо искать опять-таки точки соприкосновения. Давление было, есть и никуда (ни год и ни два…) не денется. Но вот прошла информация, что специалисты Международной ассоциации дружбы (IFA), которую возглавляет бывший генеральный секретарь Международной федерации футбола Жером Вальке, рекомендовали сдвинуть соревнования примерно на год. Зачем? Ради статуса наших Игр. 

Мы же хотим, чтобы к нам на Игры не юниоры приехали и не спортсмены-ноунеймы, а те, кто может составить конкуренцию – и нашим, и друг другу, как и положено на крупных турнирах. Ведь как ни разыгрывай антураж: открытие, закрытие, вкусная еда, прекрасные придумки, но главная составляющая – это сам спорт. Все по словарной классике: «антураж можно сравнить с декорациями, в которых происходит основное действие».

С первого дня после объявления о проведении Игр дружбы мы пытались всех убедить, что не альтернатива это Олимпийским играм (хотя отдельные чиновники нет-нет, да и позволяли себе выкрики "На кой фиг нам эти Олимпиады, даешь свое, отечественное!"). Россия не была наивна, представляя проект, а не противопоставляя его Олимпийским играм. Пыталась рассказать, что «дальше от политизации, чем Игры дружбы, находиться уже нельзя, просто невозможно». И все всё оценивали правильно, кроме того, пожалуй, что следующий месяц за Олимпийскими играми – не самое лучшее, а конкретнее – плохое время для столь крупного мероприятия. Хотя в сердцах поначалу казалось: а вот пусть сравнят «их» Игры и наши. И ответ ведь был очевиден: проведем так, что будет круче крутого, это мы умеем. 

Глава оргкомитета Игр дружбы Алексей Сорокин объяснял: соревнования должны объединять все страны, которые пожелают в них участвовать, всех спортсменов, готовых соревноваться без оглядки на политику. «Это не альтернатива существующим форматам, это их мощное дополнение со значительным призовым фондом». И не было в словах ничего неправильного. Но мощное дополнение должно быть мощным. А когда позади Олимпийские игры, пик формы участников пройден, да еще МОК грозит им быстро организованной дубиной – будут санкции за участие, аннулируем результаты в Париже-2024 – то какие уж тут звезды поедут в гости к нам для реальной конкуренции? На второй пик формы спортсмены не выйдут после Олимпийских игр, а если просто приедут ради «показаться», коли кто-то отчаянный дубины не испугается, так кому оно такое надо?

…И тогда Томас Бах сказал: какие молодцы вы, россияне и белорусы, что не опустили руки и показали приверженность спорту в санкционный момент для ваших спортсменов… Мог бы так Бах сказать? Как руководитель, радеющий за спорт во всем мире? Мог. И нашим, и «вашим» был бы в этот момент даже мил. (Для вторых ведь уже давно придумал рекомендации и нейтральный индивидуальный статус с критериями во имя жаждущих не видеть и не слышать Россию нигде и никак.) И по уму должен был руководитель именно так и сделать: больше спорта, хорошего и разного – в жизнь! 

Но, конечно, дожидаться сегодня похвалы от президента Международного олимпийского комитета, да еще по поводу проведения Игр дружбы, не приходится.  

МОК сразу сказал: это инициатива, направленная на «полную политизацию международного спорта». И для пущей убедительности отметил, что Россия в обход спортивных организаций предпринимает «дипломатические усилия, повышающие риск, что спортсменов вынудят участвовать в политизированном мероприятии и используют их в пропагандистской кампании». 

Каких спортсменов, кто вынудит? Поток сознания, набор обязательных сегодня слов, но, увы, пока еще для зарубежных спортсменов действенных, во всяком случае – перед Олимпийскими играми. Хотя история и знавала уже примеры замены турниров: МОК не протестовал против Игр дружбы для спортсменов, пропускающих Лос-Анджелес-1984 из-за бойкота стран соцлагеря, а Хуан Антонио Самаранч одобрил Игры доброй воли-1986.

Но шли годы, смеркалось. Олимпийское небо затянула ставшая постоянной дымка. И еще один набор слов прилетел: России – от WADA. Про то, что российское правительство демонстрирует «полное неуважение к мировым антидопинговым стандартам и честности соревнований». И про то, что «здоровье и справедливость результатов спортсменов могут быть поставлены под угрозу». Как? Сами придумайте. 

Покажем ли мы свою слабость, если сейчас откажемся от запланированного этой осенью масштабного турнира? От реакции МОК в духе «Россия провалилась, хотела, но не смогла» никуда не деться, она будет. Но разум и желание не загубить идею все же должны помочь перешагнуть и через это. Потому что очень много остается незакрытых вопросов. И льется концентрированная агрессия на мероприятие, которое вообще-то реально открывает двери для всех желающих. Да, мы совершенно не хотим жить с оглядкой: кто и что скажет. Но, если хотим, чтобы в наши спортивные двери действительно ломанулись топовые спортсмены, чтобы информационное поле загрузило положительные итоги Игр дружбы – а ради чего тогда и большие затраты, и большой призовой фонд? – то должны учитывать и внешние факторы тоже.

«Они» подумают, что мы их угроз испугались? Во-первых, пусть думают, что хотят, все равно оценки пока будут не в нашу пользу. Во-вторых, пусть для нас лично это будет шагом назад во имя двух шагов вперед. Многим заранее уже жаль спортсменов, для которых Игры дружбы были светом в окошке важных спортивных стартов. Пусть для них турнир светом и останется. Но – в нужное и подготовленное, а значит, более эффективное и, если хотите, эффектное время. Олимпийские игры переносили на год, все, кому надо и кто реально хотел конкуренции, дождались.

…Если перенос Игр дружбы все же случится, это будет правильным шагом. «Провести мероприятие» можно, конечно, и в этом сентябре. По принципу – кто приедет, тот и приедет. Нам нужна та самая мощь или так просто турнир? Да и стартующие через неделю Игры БРИКС (а наши лидеры в большинстве видах там будут представлены) не должны быть просто продублированы в сентябре под другим названием.

В то время, когда в соцсетях наперебой гадают: а кто возьмет на себя смелость доложить на самый верх о том, что соревнования надо бы перенести, в четверг в рамках Петербургского международного экономического форума прошел забег «Навстречу Играм дружбы». И ничто не намекало на то, что соревнования вовсе не состоятся. Бежать во имя старта можно, в конце концов, и заранее: за год или два.

Игры дружбы в России с открытыми дверями для всех желающих должны состояться – без вопросов. Но один все же есть: это будет разовое событие или навсегда, независимо от санкций, сняты они или нет? России очень трудно будет вернуться на полноценную международную арену, сразу не получится. Вытолкнувшие нас из большей части мирового спорта всячески постараются эту завоеванную ими позицию растянуть на годы. Поэтому фундамент Игр дружбы, не разовых, а постоянных, должен быть крепким, без тренировочных вариантов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29292 от 7 июня 2024

Заголовок в газете: Вопрос мощи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру