ISU не нужны Валиева и Трусова: «Желания возвращать нет»

Международный союз конькобежцев не изменил решение по участию наших спортсменов в международных стартах

Заседание Совета Международного союза конькобежцев ждали. ISU собрал его в прошедшие выходные, чтобы одним из первых вопросов обсудить рекомендации Международного олимпийского комитета по участию спортсменов России и Белоруссии в соревнованиях. Решение осталось прежним: не пускать. А оно нам надо?

Международный союз конькобежцев не изменил решение по участию наших спортсменов в международных стартах

Обсудил ISU возвращение наших фигуристов, конькобежцев и шорт-трекистов замысловато. Вернее, так обрисовал перспективу словами, чтобы никто не смог и в микроскоп увидеть желание вернуть Россию и Белоруссию. По крайней мере – вернуть раньше времени.

Когда это время будет назначено? А все прописано: «Совет ISU решил изучить вопросы осуществимости в отношении потенциальных путей реализации рекомендаций МОК и продолжит следить за ситуацией в Украине и ее влиянием на деятельность ISU, а также за решениями и их реализацией в рамках Олимпийского движения». Захочешь перевести на русский язык другими словами – не получится. Каждое слово подстраховывает мысль.

Можно ли было ждать, что ISU вдруг захочет всех наших спортсменов вернуть на лед? Учитывая, что общего возврата все равно не будет, квоты наши потеряны, а спортсмены будут представлены в нейтральном статусе, да и не все, наверное, можно было. Но было бы это смело. Торопиться-то им зачем? До Олимпийских игр зимним видам спорта еще далеко, как даже и до квалификационных турниров, можно спокойно не забивать себе мозг трудными решениями. Куда проще – «изучить вопросы осуществимости в отношении потенциальных путей реализации рекомендаций». Еще подождать, что СВО сигнал подаст и коллеги из летних видов покажут, как надо действовать и с каким лицом. Им-то как раз нужно торопиться, ведь до летних Игр уже вот-вот год останется.

Нет, мы знали, конечно, что на широкий жест в узких кругах ISU способен: вот некоторое время назад даже выделил квоты для наших фигуристов в юниорской серии Гран-при. Но сразу отметил: если ситуация с допуском в июне не разрешится, они сгорят. Всё. Уже сгорели. Хотя отстранять юниоров – конечно, совсем последнее дело.

Теперь ISU зависнет в ожидании до октября, в Лозанне вновь соберется Совет. И осенью одной из самых консервативных организаций можно будет шикануть и принять решение о допуске России. Как? Например, по одному нашему фигуристу в каждом виде на чемпионат Европы и мира. Как нейтральному спортсмену – само собой, с ограничениями, отработанными другими федерациями – даже без обсуждений. Этапы взрослого Гран-при с нашим участием – уже из ряда почти нереального. На них все же и представительство побольше, чем на чемпионатах Европы и мира, да и ISU соберется в начале октября, а взрослые этапы стартуют уже 20 октября в США.

Как бы там ни было, ожиданий радужных не было ни у кого. Внутренний календарь соревнований тех же фигуристов повторяет международные старты: этапы Гран-при России – как мировые этапы, турнир по шоу-программам – в месяц чемпионата Европы, а «их» чемпионат мира – это наш Финал Гран-при России в марте.  

Мы сожалеем, что отрезаны от мира. Сожалеют ли страны-соперницы? Жизнь уже показала, что не очень. Трибуны пустые, интерес падает, но зато, например, европейские медали можно теперь исправно распределять между многими странами. Эти наши достижения, которыми мы честно гордились, им не только на фиг не сдались, а даже изрядно извели. В Таллине-2022, например, российские фигуристы завоевали 9 из 12 медалей: четыре золотые медали, три серебряные и две бронзовые. Европейским странам на всех две бронзы и одно серебро – это даже не крошки с барского стола. И мысли о развитии всего фигурного катания и движении вперед – в этой ситуации для проигравших ни о чем.

Не только Европа, мир тоже не в восторге от того, что приходится отдавать половину наград одной стране: перед пандемией Россия выиграла 5 медалей из 12, после нее – 6. Правда, в мире хотя бы не мы одни такие, конкурентов-монополистов в одиночном мужском или танцах хватает.

Развивать и учиться, тратить деньги и выстраивать свою школу, способную конкурировать с Россией в той же Европе – это долго и затратно. И о смерти фигурного катания тут говорят давно. Пробиться может лишь тот, у кого есть деньги на привлечение известных тренеров и все расходы, связанные со льдом. Можно, конечно, взять под свой флаг готовых спортсменов – что мы видим сегодня делает, например, Грузия.  Шумовой эффект от очередного пополнения сборной страны – на сей раз в танцах, был сильный. Флаг Грузии Диана Дэвис и Глеб Смолкин уже назвали своим. Как это сделала ранее ставшая чемпионкой Европы Анастасия Губанова.  

Но переходы из России – это ведь тоже до поры до времени. А то может и грянуть буря в стакане национальной воды, как в Венгрии. В этой стране федерация фигурного катания рассталась со спортивным директором Варданяном после обвинений организации в активном пополнении сборной Венгрии россиянами. Брошенный кем-то из родителей клич «Доколе?» быстро стал популярным.

Конечно, конкуренция на большом льду от нашего отсутствия страдает. И оспаривать это вряд ли кто-то будет. По России запрет на международные старты тоже бьет. Но пока все же больше морально. Специалисты в один голос говорят: стагнации нет. ФФККР усилила соревновательный сезон, дав возможность спортсменам сборной и выступать, и зарабатывать.

Прошлый год мы выдержали, удержали (или вернули) лидеров на должном уровне. Не всех – но постолимпийский сезон всегда кого-то забирает, оставляя за бортиком. Навсегда или временно – другой вопрос. Вернутся ли на лед Анна Щербакова и Александра Трусова, покажет уже начало сезона.

Но первый год изоляции нашим фигуристам может показаться даже более легким, чем тот, что еще предстоит прожить. Вопрос: а будут ли международные старты, продолжит поддавливать. И жить, вопрошающе, будет все тяжелее, какими бы оптимистами мы друг другу ни хотели казаться. А, не вопрошая, жить не получится.

Да, мировая конкуренция страдает, хотя это опять-таки абсолютно не перекрывает радость соперников при получении наград. И вот уже Швейцария повезет на следующий чемпионат мира сразу двух одиночниц, а Венгрия и Австралия будут представлены двумя парами. Когда бы еще такое могло случиться?

Да, прошедший чемпионат мира не порадовал женскими ультра-си. Четверные прыжки и чистые тройные – это уже мечта трибун. Если на первом чемпионате мира без наших девушек тройной аксель все же попытались исполнить четыре фигуристки, то в этом году – лишь две. А базовая стоимость программ упала катастрофически. Даже японка Каори Сакамото – мощный вихрь на льду – не удержала свой уровень, потеряв в общей оценке больше 10 баллов. Что, правда, не помешало ей вновь выиграть чемпионат мира.

Таким фигуристкам, как Сакамото, очень нужны соревнования с нашими спортсменками. Сама Каори не стесняется говорить об этом и следит за тем, что происходит на российском льду. Подчеркивает, что возвращение сильнейших придаст ей больше мотивации. «Жду этого момента с нетерпением. Мне надо будет каждый раз показывать свой максимум, чтобы соревноваться с ними на одном уровне и – бороться за победу».

Сакамото – это, конечно, образец соперницы. Японка ни во время Олимпийских игр (а ведь до сих пор не получены медали командного турнира: Япония стала третьей в Пекине-2022), ни позже не позволила себе бросить даже камушек в сторону российского льда. Хотя, кому как не ей, радоваться устранению соперниц, загораживавших путь к вершине?

Но не Каори, увы, решает, быть или не быть нашим спортсменам на ледовых аренах мира. И препон много. Вот только что ISU отдал чемпионат Европы предстоящего сезона Литве. Венгрия от него отказалась, Болгария и Польша претендовали, но не получили. И президент Союза конькобежцев Литвы Витаутас Ясутис уже ярко поддержал отстранение сборной России. Отсутствие сильнейшей страны вида спорта наносит ущерб бюджету ISU, как и уровню отдельных дисциплин. «Но желания возвращать их нет. Мы очень приветствуем это решение». Если вдруг кого-то из наших спортсменов допустят до этого чемпионата, пройдет ли он паспортный контроль?

ISU, конечно, лишился российских доходов от рекламы и медиа-прав. Но пока еще это все не смертельно. Как отчитался Совет, «первое существенное негативное влияние в размере около 1 млн швейцарских франков будет замечено в течение 2023 года». И тут начнет работать резерв в размере 2,5 млн швейцарских франков: он «на случай кризисных ситуаций будет частично ликвидирован, чтобы компенсировать негативное воздействие».

Но проблему таяния доходов ISU видит и более глобально, не только в России тут дело. Доклад уточняет, что в спортивной индустрии наблюдаются признаки насыщения, которые усугубляются растущей конкуренцией со стороны других развлекательных форматов. А расходы на рекламу смещаются от телевизионных вещателей к социальным сетям, цифровым технологиям и игровой индустрии. Основной рынок сбыта для ISU – это Япония, а перечисленные тенденции ускорились и в ней. А тут еще и ушел с большого льда самый популярный фигурист мира Юдзуру Ханю. И ISU ждет, что тенденции будут иметь «потенциальные пагубные последствия для коммерческой деятельности», а некоторые «ценные» телевизионные партнеры организации уже выражают свою обеспокоенность по поводу недавнего снижения их телевизионных рейтингов.

Так что ISU начинает искать новые источники дохода, новых спонсоров и новые мысли по развитию. И уже работает над долгосрочной дорожной картой развития, пересматривая финансовую политику, «чтобы инвестировать в стратегические инициативы на среднесрочную и долгосрочную перспективу». В среднесрочной перспективе российских денег явно нет, зато активно, можно в этом не сомневаться, подключатся американские и канадские.

Может ли бюджет ISU, который худеет из-за отсутствия наших спортсменов, повлиять на возвращение наших спортсменов? Повторим витиеватость выражения головной организации: может, но в совокупности обстоятельств и изучения вопросов осуществимости в отношении потенциальных путей реализации рекомендаций МОК. Возвращение нам, конечно, нужно. Каким бы самодостаточным наше фигурное катание ни было. Любая изоляция – дело противное, диктует ограничения. А это не про спорт. Так что остается на новый сезон для наших спортсменов самое простое и сложное – продолжать кататься так, как они умеют.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29048 от 14 июня 2023

Заголовок в газете: На лед не пускать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру