«Для меня Томас Бах больше не президент МОК»

Разрушение олимпийских традиций и устоев ведет к деградации международного спорта

Легендарный хоккеист и тренер, двукратный олимпийский чемпион, депутат Государственной Думы Вячеслав Фетисов рассказал о своем отношении к последним рекомендациям МОК по допуску российских и белорусских спортсменов к международным соревнованиям.

Разрушение олимпийских традиций и устоев ведет к деградации международного спорта

— На состоявшемся недавно исполкоме МОК были приняты уточненные рекомендации по допуску российских и белорусских спортсменов на международные соревнования. При этом президент МОК Томас Бах теперь постоянно говорит, что он защищает права российских и белорусских атлетов, делает все возможное, чтобы позволить им участвовать в турнирах хоть в каком-то статусе. Как вы оцениваете данную ситуацию и такую позицию Баха?

— Это беспредельная позиция. Она попирает все права, во-первых, самих спортсменов. Во-вторых, все устои и традиции Международного олимпийского комитета. И примеров этому достаточно за последнее время. Начиная со времен «холодной войны» никогда не было подобных решений МОК. Были бойкоты, были протесты, но такого не припоминается. Мне просто интересно, как бы себя повел в такой ситуации Самаранч? Бах, сам будучи олимпийским чемпионом, попирает все, что связано вообще с олимпизмом. Полный правовой беспредел. Я не думаю, что в Хартии МОК что-то сказано по такому решению.

Мы сами в какой-то степени виноваты в этом. Либо парламент, либо сообщество ветеранов спорта должны отправить письмо в МОК с требованиями и понятной формулировкой: «Вернемся только в случае возвращения нашего флага и гимна. Или вносите в Хартию МОК поправки, легализующие ваши решения. В противном случае — до свидания». Тогда не было бы ожиданий, всяких игрищ «если скажешь что надо, отвернешься от чего не надо, то мы дадим тебе возможность выступить». Такое ведь бесконечно может быть. Поэтому считаю, что и наши упущения тоже есть. Что такие вещи нам предлагают, а мы постоянно уступали в своей позиции. По допингу все понятно — в кодексе ВАДА все моменты прописаны. А по допуску ситуация беспредельная и беспрецедентная. Которая, кроме как к разрушению всей системы олимпийского движения, ни к чему хорошему не приведет.

Много странностей в последнее время. Та же самая сборная беженцев, появившаяся при Бахе. Что это такое? На Олимпиаду люди могут попасть только по итогам отборочных квалификационных турниров. Причем только спортсмены, представляющие свою страну. Только те, кто дорожит ее символами и ценностями. А что за люди в сборной беженцев? Кто они? Почему они там? При чем тут Олимпийские игры? Попираются не только традиции, но и сам статус Олимпийских игр. Который и сделал их самым популярным спортивным событием в мире, в истории человечества.

Я принимал участие в работе двух заявочных комитетов. Президент страны принимает руководителей международного спорта, на проведение игр и чемпионатов, на проведение заявочной кампании тратятся миллиарды рублей. И такую ценность Олимпиады имеют только благодаря соблюдению всех традиций и устоев, заложенных еще в древние времена, а затем возрожденных Пьером де Кубертеном, заявившим: «О, спорт, ты — мир!». А спорт уже не мир. Спорт — уже война.

Попирается и статус действующих олимпийских чемпионов. В нашей стране их много. И некоторые из них больше не имеют возможности соревноваться и защищать свой титул.

Понятно, что разные международные спортивные организации создаются для различных целей. Но у МОК главная составляющая идеологии — поддержание мира на нашей планете. За счет Олимпийских игр, которые сегодня превратились в глобальный международный проект. Как раз соблюдение всех традиций и устоев олимпизма и ведет к миру. Все конфликты рано или поздно заканчиваются. И как все эти новые рекомендации соблюдать, я не знаю. Какие решения будут приниматься при следующем конфликте? Поэтому для меня Томас Бах сегодня больше не президент МОК. Если ты не можешь соблюдать олимпийские законы — уходи.

— Глава МВД ФРГ Ненси Фрезер пригрозила отказом в выдаче виз российским и белорусским спортсменам на турниры, которые будут проходить в ее стране, если МОК будет и дальше настаивать на своих рекомендациях. Как вы оцениваете это заявление?

— Томас Бах тоже из ФРГ. Не присутствует ли тут некая связь? Давайте тогда вспомним летние и зимние Олимпийские игры 1936 года, которые проходили в нацистской Германии в преддверии самой кровопролитной войны в истории человечества. Тогда же визы всем спортсменам давали. Это двойные стандарты. И не была ли та Олимпиада пропагандой идеологии, принесшей столько страданий всем людям в последующем? Я бы на месте чиновников из ФРГ вообще бы воздержался от комментариев на такую тему. И это еще раз подтверждает, что спорт больше не является для них посланником мира. Они делают международный спорт заложником своих решений. Ни к чему хорошему это не приведет.

— До того момента, как Пьер де Кубертен создал Международный олимпийский комитет, такой организации не было. Может быть, сейчас настало время подумать о создании новых международных спортивных институтов?

— Кто их будет создавать? Тогда это было совместное решение большого количества стран. И для создания новых международных организаций тоже нужно будет желание многих стран, которые осмелятся об этом говорить.

Главная задача спорта — объединение людей. История знает подобные примеры — «пинпонговая дипломатия». После Второй мировой войны был расцвет международных спортивных соревнований. Которые помогали людям чувствовать свое единение, потому что участвовали в этих турнирах вчерашние противники. Они помогали миру забыть, через какие ужасы ему пришлось пройти. Спорт дает человечеству возможность исправлять свои ошибки. Как с той же самой «холодной войной». Я помню, что, когда первый раз вошел в раздевалку клуба НХЛ «Нью Джерси Дэвилз» в 1989 году, сразу почувствовал, что меня здесь не ждут. А некоторые вообще ненавидят. Потому что я из Советского Союза, потому что я был майором Советской армии. И играть в хоккей, когда тебе никто спину не прикрывает, просто опасно для здоровья. А уже через год-два мы были все друзьями. Наши семьи дружили. Потому что мы бились за общую идею, за общую победу. Для меня это самый наглядный пример, как спорт стирает все недопонимания.

Сегодня я, как олимпийский чемпион, как хоккеист, введенный в Зал славы хоккея в Торонто, не могу никуда поехать. Потому что я попал под санкции из-за того, что поддерживаю политику своего государства. Я не могу общаться с зарубежными коллегами как парламентарий, избранный своим народом. Чтобы доносить нашу позицию. И еще я посол ООН, которая существует для нахождения взаимопонимания между людьми, по пяти программам защиты экологии, природы и спорта. Это же общечеловеческая деятельность ради наших детей и внуков, которую я тоже не могу вести. Получается, что эти инструменты сегодня не работают. Очень странная ситуация, особенно через призму истории.

Полностью интервью с Вячеславом Фетисовым читайте в одном из ближайших номеров «МК».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру