В Токио впервые за 25 лет Россия осталась в художественной гимнастике без золота. Дина Аверина проиграла личное золото Линой Ашрам из Израиля, которая опередила ее на 0,150 балла. Проиграли наши спортсменки и групповые упражнения. Это были шок, боль и последовавшие за распределением медалей разборки, в которые оказался втянут буквально весь мир спорта. Соревнования по художественной гимнастике в олимпийском Токио завершились судейским скандалом.
Главный тренер сборной России настаивала на том, что медали и в личном многоборье, и в группе были распределены неверно. Настаивала в весьма резких выражениях, за своих Ирина Александровна бьется всегда в кровь. Сухая суть сводилась к одному: все медалисты, может, и должны были стоять на пьедестале, но в другом порядке. «Должно быть так: Дина, Ашрам и Алина Горносько из Белоруссии. Либо Горносько вторая, а Ашрам третья».
Что же касается групповых упражнений, то россиянки «сделали без ошибок оба вида, а те, кто занял в итоге первое место (команда Болгарии. – Ред.), сделали во втором виде очень серьезную ошибку, которая стоила полтора балла. Несмотря на это, результаты сами говорят за себя».
Российская сторона не согласилась с результатами соревнований, в международную федерацию был подан протест. Но технический комитет, председателем которого была наш специалист Наталья Кузьмина, не выявил предвзятости и нарушений в работе арбитров на Олимпиаде в Токио.
Ирина Винер обвинила именно Кузьмину (она была главным судьей) в том, что судьи проявили необъективность к российским гимнасткам. После Олимпийских игр Кузьмина собиралась баллотироваться на новый срок в FIG, но Россия отозвала ее кандидатуру, поскольку специалист была выдвинута на них как раз от ВФХГ. Ирина Винер заявила: «Мы нашу ставленницу отозвали», а федерация подготовит «нормального кандидата». И вспоминала, как Кузьмина как-то сказала, что с Россией ее ничего не связывает, она уезжает: «вот теперь она отношения не имеет ни к России, ни к выборам, сняли ее с выборов».
После этого Кузьмина и подала жалобу в Фонд гимнастической этики. FIG вновь включила Кузьмину в список кандидатов, следуя временным предписаниям по делу комиссии по этике. Позже комиссия оставила в силе снятие кандидатуры Кузьминой с выборов на пост главы технического комитета. Но специалист получила должность почетного вице-президента организации. А вот в Василия Титова скандальная история отрикошетила: он был вице-президентом FIG с 2012 года, но новые выборы проиграл, хотя и был избран в члены исполкома.
Ирина Винер говорила, что «никогда не простит слезы сестер Авериных». Называла случившееся «позором художественной гимнастики». Утверждала: судейство говорит о том, что художественная гимнастика себя как вид спорта изживает. «Получается, это диверсия – Россию убирают по всем статьям».
Страсти по Токио кипели нешуточные, в обсуждение был втянут большой круг специалистов. При подготовке к чемпионату мира прославленный специалист выражала надежду на то, что судить там будут «честно и справедливо» и «наши дети смогут показать то, что уже показали в Токио». Но и на чемпионате мира судейская тема поднималась не раз. А после проигрыша Авериных в упражнении с лентой Алине Горносько тренер сборной заявила, что ситуация повторяет олимпийскую.
Теперь со стороны FIG подведен итог всему озвученному. Официально это звучит так: закончено разбирательство, связанное с предполагаемым ответным снятием кандидатуры Натальи Кузьминой на выборах в Технический комитет FIG по художественной гимнастике 2021 года, публичными заявлениями, сделанными в СМИ после поражения сборной России по художественной гимнастике на Олимпийских играх 2020 года в Токио, «которые были сочтены оскорбительными и нарушающими правила FIG, а также как отказ респондентов должным образом сотрудничать со следствием».
Главе нашей федерации художественной гимнастики и главному тренеру сборной запрещено «участие в любом качестве» в международных соревнованиях и мероприятиях FIG. То есть шагнуть нельзя никуда и никак.
Решение дисциплинарного органа оказалось жестким. И, похоже, авторитет Ирины Винер сыграл здесь в сторону усиления наказания: будь это простой тренер, то слова, за давностью сказанного и случившихся затем отстранений и вывода России с международного ковра художественной гимнастики, могли бы и не вспомнить. А, даже вспомнив, явно не карали бы за них по высшему разряду, показательно выгоняя вон с этого ковра великого в своем деле тренера.
Нанесенные FIG репутационные потери долго ждали своего часа для ответа. Дисциплинарный комитет вынес очень выверенное в своей мести наказание. Он не сделал это, когда мировой спорт увлекся «защитными мерами», оголтело не допуская Россию к стартам. А обнародовал решение в те дни, когда мир готовится вернуть наших спортсменов в том или ином варианте. А, чтобы наказание не пропало, оказавшись лишь озвученным, расписал его буквально по часам. Отстранение Винер вступает в силу не сейчас, когда наши спортсмены все еще не допущены до международных стартов, а спустя день после снятия «защитных мер», связанных с ситуацией на Украине. Предусмотрено даже время: режим ожидания – в течение пяти лет. Если «защитные меры» не будут сняты в течение пяти лет, срок отстранения будет сокращен.
«Решения, принятые Дисциплинарной комиссией и Апелляционным трибуналом, должны выполняться Международной федерацией гимнастики». Обжалованию отстранение подлежит. В течение 21 дня с момента уведомления сама Ирина Винер и ВФХГ, которая получила предупреждение, могут сделать это в апелляционном трибунале.
В опубликованном решении FIG есть и упоминание о том, что «госпожа Винер ранее получала предупреждение от Президентского бюро FIG» в 2008 году за публичные заявления, которые в то время считались нарушением правил этики FIG.
…Ирина Винер не раз за последнее время говорила: хочет, чтобы санкции, запрет на выступление наших спортсменок сработали для художественной гимнастики в плюс. А без России международные старты сегодня ей не интересны – и конкуренция не та, и слишком занижены требования. Главная задача сегодня – воспитать тех, кому пока 12-13 лет. И это, считает Винер, выражаясь научным языком, «материнский инстинкт самосохранения».
Наверное, отстранение столь маститого специалиста, не один десяток лет раскручивающего мировую художественную гимнастику, тоже воспринимается кем-то как тот же инстинкт. Вопрос, кого и где пытаются сохранить.