… Он был взят в тесное кольцо группой журналистов сразу после победы в Турине. Почему-то в тот момент оказался один. И, обычно не так чтобы уж и безудержно разговорчивый Рома, отвечал и отвечал на наши вопросы. Счастливый. Потом подошла Татьяна Навка, взяла его под руку со словами: отдайте мне моего партнера. Мы не хотели, но пришлось отпустить. На Олимпийских играх все происходит быстро.
Начиная с сезона-2003/04, Навка и Костомаров не проиграли ни одного крупного старта. Но все знают, как Олимпийские игры позволяют себе не щадить лидеров. Как не испытывают почтения перед заслугами. А иногда – и просто куражатся.
В Турине после обязательного танца Навка и Костомаров шли на втором месте. Затем оригинальный танец вывел россиян в лидеры. Но преимущество над американцами Танит Белбин и Бенджамин Агосто составляло лишь 1,38 балла. Произвольный танец выбирал золото Игр.
Над «Кармен» работали тренер Александр Жулин и хореограф Татьяна Дручинина. И волею судьбы (и по приглашению Жулина) оказавшийся на том же тренировочном американском льду двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов. И даже Татьяна Тарасова, которую после чемпионата Европы позвал для консультаций Жулин.
Ожидание произвольной программы превращалось в сплошное гадание. А если вновь повторится то, что случилось в оригинальном танце? Падения в танцах – это всегда шок. Такие, что случились в Турине, – из фильма ужасов.
Чемпионы мира-2001 Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо вернулись на большой лед ради домашних Олимпийских игр. На что надеялись, сказать трудно, слишком очевидно было то, что им лидеров уже не догнать. Но дом всегда живет по своим законам. И после обязательного танца именно итальянцы оказались на первом месте, Навка и Костомаров – на втором.
А дальше как раз и случилась серия падений в оригинальном танце. Упали французы Натали Пешала и Фабьен Бурза, они были ближе к концу второго десятка. Потом Галит Хаит и Сергей Сахновский из Израиля. И Федерика Файелла и Массимо Скали, занимавшие 10 место. Повилас Ваганас впервые в жизни уронил Маргариту Дробязко, а ведь литовцы, вернувшиеся на лед тоже после перерыва ради Олимпийских игр, были готовы к красивой борьбе. Мари-Франс Дюбрей и Патрик Лозон претендовали на медаль, но канадцев подвела сложная поддержка. Партнерша упала с высоты, ее увезли в больницу, дуэт был вынужден сняться с соревнований.
Потом пришел черед и Барбары Фузар-Поли с Маурицио Маргальо. Взгляд Барбары, которым она долго уничтожала партнера, на последних секундах уронившего ее во время поддержки, мог бы войти в историю кинематографа. Но то была жизнь.
Специалисты зажигали в комментариях, но все сходились в одном: падения связаны с новыми правилами. Обращали внимание на то, что устояли самые опытные: украинцы Елена Грушина и Руслан Гончаров, Навка с Костомаровым и молодые, но много катавшиеся в юниорах по этим правилам американцы. И – да: это Олимпийские игры. Все нервничают, срыв элемента приравнивается к потерянной медали.
«Это наша с Ромкой гордость, что мы смогли, улучшили позицию и, не обернувшись, шли к третьему дню соревнований!». Татьяна Навка написала это в прошедшее воскресенье, вспоминая день оригинального танца в Турине. Они вышли на первое место, опередив Белбин и Агосто по компонентам. На третьем месте, в двух с половиной баллах от Татьяны и Романа, оказались Елена Грушина и Руслан Гончаров.
Шикарные произвольные танцы соперников – литовский «Фантом оперы» и итальянский «Prince of Egypt» – уже ничего не решали в главном раскладе Олимпийских игр. «Кармен» решала всё.
Грушина и Гончаров открывали выступление группы сильнейших. И были прекрасны. Навка и Костомаров, выпустив на лед «Кармен», должны были… всё, что могли. Взрываться, не срываясь. Убеждать, покоряя.
Выступать американцам выпало после Навки и Костомарова. На последней минуте танца дебютанты Игр дважды ошиблись. Американцы – серебряные, украинцы – бронзовые с отрывом от второго места в 0,21 балла. Совершившие же максимально возможное Татьяна Навка и Роман Костомаров стали олимпийскими чемпионами. (Оксана Домнина, будущая жена Романа, в паре с Максимом Шабалиным завоевали 9 место, Яна Хохлова и Сергей Новицкий – 12-е.)
Их «Кармен», страстно вырвавшись на олимпийский лед, осталась в истории. Произвольная программа должна была решить судьбу золота на льду дворца Palavela. И решила. Многие искренне констатировали: всё закончилось тем, чем и должно было закончиться.
С тех пор у нас больше не было олимпийских чемпионов в танцах на льду. Никто дотянуться до золота так и не смог.
А тогда, уходя от группы журналистов в самый-самый момент триумфа в Турине-2006, дуэт подтвердил: выступать больше не будем, но лед не оставим. Начинается новое время: показательные выступления и шоу. Вы нас еще увидите! Так и было все семнадцать лет.
«Прошу семью не беспокоить»
Почти каждое утро весь последний месяц с начинается с мелькающей в разных телеграм-каналах информации. Состояние Романа Костомарова без изменений, грозит новая ампутация, еще грозит, сделана, снова грозит…
Понимаю, что большей частью – вранье наощупь, а все равно читаю. Звонить кому-то из мира фигурного катания перестала. Они тоже читают. И ничего не знают наверняка.
Трагедии не должны случаться, просто потому что не должны. Ни с кем. Тут не надо слов. Но они случаются. Приковывают внимание миллионов, если горе – у известного человека. Заставляют надеяться на чудо. И – безнаказанно оживляют «источники» информации.
Нельзя быть сволочами. Ни тем, кто дает себе право озвучивать то, что не хочет выпускать из больничной палаты семья. Ни тем, кто, не видя, не зная, не понимая, что происходит там, за стенами палаты в Коммунарке, с умным видом объясняет ситуацию. Утверждает, сколько шансов осталось на чудо. Или прикидывает, какие протезы позволят фигуристу вернуться на лед.
И все это в тот момент, когда еще не вернулась жизнь. Это не про цензуру. А про порядочность каждого профессионала в своем деле.