Премия ISU Skating Awards вручена по итогам сразу двух сезонов. Ну – такой себе ледовый «Оскар» пока получается. Не везет церемонии – и время никак удачное не находится, и сценария, и рвущих души или хотя бы запоминающихся трогательных моментов почти нет.
Впрочем, каждое назначение кого-то победителем в любом звездном мире – от традиционного «Оскара» для звезд кино до названного так в народе ледового – вызывает споры. Это нормально. Потому что во многом раздача призов – дело вкуса. Помните недавние жаркие споры по поводу того, кто у нас в стране самая лучшая спортсменка: фигуристка Щербакова или лыжница Непряева? Как считать будем? По каким достижениям, по какому сухому остатку? Или – по фанатам?
А четыре вида фигурного катания – как четыре разных вида спорта. В каждом есть свои герои, а сталкивать их лбами – как-то неуютно. И главное: всегда кто-то будет обижен. Не в том смысле, что он сам обидится на весь мир, а в том, что мир будет вроде как виноват, что не отметил его уникальность. И именно в разработке этих самых четких и разных номинаций – будущая сила премии. Пока ее нет.
Да, выбор – дело вкуса и, само собой, политики. Сегодня без нее, увы, совсем никуда. И не потому, что не оказалось среди победителей наших фигуристов. Тут как раз все понятно. И, надо даже отдать должное ISU, который сделал попытку выглядеть прилично: Анна Щербакова все же вошла в тройку лидеров на звание самого ценного фигуриста.
Несколько лет назад, когда идея награждать самых-самых в фигурном катании воплотилась в жизнь впервые, многое хотелось сразу исправить и развить. Но – такое уж было тогда неудачное время. Вместо чемпионата мира в Монреале, по ходу показательных выступлений которого организаторы и планировали запустить в жизнь первую в истории церемонию, прошло лишь награждение онлайн из-за отмены турнира в связи с пандемией. Кто-то из победителей номинаций вышел на связь, кто-то – не счел возможным или нужным. Алена Косторная стала лучшим новичком, Этери Тутберидзе – лучшим тренером.
На следующий сезон ISU с ковидом решил не сражаться, просто не проводил турниры, сбросив их лишь на национальный уровень. Но чемпионат мира в Стокгольме все же случился. А вот премию сократили до одной номинации: «За выдающиеся жизненные достижения». И снова – онлайн. Тамара Москвина и Алексей Мишин.
Олимпийский сезон не оставлял сомнений: премия заиграет по-крупному. И опять – нет. Лед Пекина-2022 был наисложнейшим. Чемпионы и призеры во всех видах блистали, но скандал с распределением командных наград не завершен до сих пор. Да и сразу после Олимпийских игр все наши спортсмены получили отстранение от соревнований. По совокупности причин премия была перенесена на нынешний год.
Прошла без придыхания. Отрицательный сюрприз: двукратный олимпийский чемпион японец Юдзуру Ханю, который завершил карьеру после Пекина-2022, не получил ничего. В этом году Ханю вошел в шорт-лист в двух номинациях: «Лучшая программа» и «Лучший костюм». И – не стал первым.
У кумира миллионов уже, конечно, есть титул самого ценного фигуриста 2020 года. Но кивок в прошлое не помешал, например, его коллегам в Цюрихе-2023 вновь оказаться в числе победителей, как и в Монреале-2020. (Шэ-Линн Бурн и там, и там стала лучшим хореографом, а танцоры Мэдисон Чок и Эван Бейтс забрали статуэтку за лучший костюм.)
За что так поступили с великим Ханю, выкатывающим вперед на своих ногах и виртуозном мастерстве мужское одиночное не один год, сказать сложно. Да и номинации вообще кажутся ему пришпилены весьма искусственно. Не его. Его же – это все, что связано со словом «достижение». А какой эпитет надо было подобрать, – дело умственных способностей организаторов.
Анна Щербакова не стала, хотя и была номинирована, самым ценным фигуристом. Должна ли была выиграть? Трудно сказать про своего фигуриста: «не должна». Но конкуренты были очень сильны. И их заслуги тоже. Поэтому проигрыш Ани на этом льду – совсем не политический. Нейтан Чен, победивший Аню, как и танцоров Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона, наверное, ни у одного критика не должен вызывать сомнений. Ни спортивных, никаких.
Да, некрасиво, что Щербакову даже не пригласили на церемонию в Цюрих, сославшись на вопросы безопасности. Это – на совести принявшего такое решение еще до церемонии совета ISU. И вот это как раз вопрос политический.
Впрочем, отсутствовала не одна Аня, хотя сам факт того, что вошедшего в тройку не пригласили вовсе, премию не красит. Можно, конечно, считать личное присутствие на церемонии в столь сложное время, да еще в середине сезона, не самым обязательным элементом. Тот же Нейтан Чен победу свою принародно не отметил, его в Цюрихе не было. Фигурист ограничился даже не выходом в прямой эфир, а записанными заранее словами.
Лучшим новичком была признана 15-летняя американка Изабо Левито. Невозможно было, конечно, не думать о том, что, сложись все по-другому в Пекине, в этой номинации обязательно бы победила Камила Валиева. Но – тут уже события не отменить. Левито, кстати, тоже не было в Цюрихе – из-за подготовки к Чемпионату четырех континентов.
«Лучший костюм» оказался у танцоров из США Мэдисон Чок и Эвана Бейтс. Мэдисон – сама себе и партнеру дизайнер, придумывает эскизы. Правда, партнер дал себе волю в некоторых откровениях, рассказав, что гламурные костюмы на льду превращаются для него иной раз в пытку стразами. «Все эти 100 тысяч страз… На поддержках они каждый раз резали мне ухо. После каждого соревнования мою кровь приходилось смывать с костюма Мэдисон».
Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон все же получили статуэтку в номинации «Лучшая развлекательная программа». А лучшим тренером стал канадец Патрис Лозон. Он возглавляет Академию в Монреале, которая исправно удивляет мир танцами на льду, в том числе и французскими. Конечно, выдавать премию одному из участников процесса – а работает Лозон вместе с супругой Мари-Франс Дюбрей и хореографом Романом Агенауэром – не самый лучший ход, но они сами разберутся, как и что делить будут. Тем более что тренер как раз и посвятил награду всей команде.
Американец Илья Малинин, который заставил говорить о себе весь последний год, первым исполнив аксель в четыре оборота, получил премию в новой номинации «За специальные достижения». Не зная критерии, можно составить гигантский список претендентов на награду. Но для получения этой статуэтки нужно «успешно выполнить уникальный элемент или добиться чего-то экстраординарного на соревнованиях ISU в 2022 году, раздвинув границы спорта». В номинации, без сомнения, с Малининым могла бы поспорить, например, Александра Трусова.
Юный Малинин сказал, что в изучении прыжка в четыре с половиной оборота должен был «перешагнуть через ментальную границу». А однажды почувствовал в себе уверенность и подумал, что готов. Приземлив же аксель впервые, испытал облегчение. «Думаю, следующим шагом могут стать пятерные прыжки». Правильно: раздвигать границы, так раздвигать.
И, наконец, немка Катарина Витт, двукратная олимпийская чемпионка, получила награду за выдающиеся достижения в жизни. В этой номинации можно составлять совсем уж длинный список из фигуристов, но выбирать-то надо. Пусть сегодня будет Катарина Витт.
…Хорошо, что ледовый «Оскар» все же есть. Плохо, что ситуация в мире все время играет против него. Когда-то, начиная этот путь, Ари Закарян, родивший идею ледовой премии, сокрушался по поводу первой сорванной церемонии. Были, мол, гигантские планы, хотели выйти с фигурным катанием на новые рубежи: фэшн-индустрию, музыкальную индустрию, кино. Еще – рассчитывали увидеть обладателей «Грэмми» и «Оскара» среди приглашенных гостей. «Но кто же знал, что все вот так обернется». И пока ледовый «Оскар» далеко от тех сожалений не ушел.