Россия уже к пятым Олимпийским играм готовится вне нормы. Не то чтобы начинаем привыкать, но и не сказать, что не ждали. Три последние Олимпиады прошли без национальной символики: на Играх в Пхенчхане-2018, в Токио-2020, в Пекине-2022 наши спортсмены выступали сначала как олимпийские атлеты из России, потом – как команда ОКР.
Исполком МОК несколько дней назад сделал информационный вброс о возможном допуске наших спортсменов на международные старты в нейтральном статусе. И приступил к обсуждению предполагаемых критериев допуска России с головными федерациями. В головах и заявлениях у всех – сумбур и все размыто. Но точно одно: речь пока идет о международных соревнованиях вообще и квалификационных стартах, которые полностью находятся в юрисдикции международных спортивных федераций.
Но до Олимпийских игр в Париже осталось полтора года – отсыл нейтрального статуса и к ним очевиден. О чем Томас Бах уже и сказал после исполкома: можно допускать к Парижу-2024 в нейтральном статусе, потому что «отстранение не соответствует нашим олимпийским ценностям». И даже резко пожал плечами в ответ на молниеносную реакцию Украины, заявившей о бойкоте: «Это противоречит миссии олимпийского движения».
А потом МОК сделал и еще заявление, последовавшее из офиса президента Украины, который обвинил самого Баха и всю организацию в коррупции и поощрении действий России. И «самым решительным образом» отверг это и другие «клеветнические заявления». Справедливо заметив: они не могут служить основой «для какого-либо конструктивного обсуждения».
Предать или прославить
Но конструктивное обсуждение готовы прервать не только украинцы. У бойкота нет национальности. Нет в нем и созидания. Есть разрушение и бессилие. Это бессилие и протест с обидой лежат в основе высказывания тех, кто сейчас в России рвется разорвать все отношения с олимпийским движением. Лишили нас флага и гимна – тогда мы не играем.
Не игры, скажете? Как раз – Игры, и нет в словах никакого тут перегиба и нового попрания патриотических чувств. Нам не дадут даже флаг ОКР и не разрешат даже музыку Чайковского, как на последних Играх? Да, нейтральный статус этого не позволит. Оскорблены все, и хочется просто хоть кому-то вмазать. Драка хороша, если не на самоуничтожение. И дело даже не в том, что России уже не привыкать выступать на главных стартах «не как все».
Говорят, спорт – отражение политики. Но и сама политика – это ведь тоже спорт: кто выступит громче, быстрее, четче, продуманнее. И что нам сегодня важнее политически? Быть на Играх или не быть вовсе? (Не берем неприемлемый для большинства самих же спортсменов вариант с требованием подписать петицию об осуждении действий страны.) Самоустраниться на радость известной годами оппозиции или показать наш спорт, который жив и способен побеждать даже в таких условиях?
И в том ли чувство собственного достоинства, к которому многие сегодня призывают, не допуская мысли об участии в Играх в нейтральном статусе, чтобы сказать: да пошли вы! Или в том, чтобы своими выступлениями усадить целые спортивные школы детей перед экранами: смотрите, они не сдались и не сдадутся. Где тут предательство, а где – борьба во славу страны?
Честно говоря, это сегодня мутноватая уже история – правило о том, что если страна показательно откажется от выступления на Играх, то будет наказана. Бойкоты были, а наказания за них не было. И олимпийская хартия, как известно, терпит изменения у нас на глазах. Последние годы и события показали, что правила игры пишутся «здесь и сейчас».
Вопросы – а почему «они», а почему «им» можно? – бессмысленны. Эти двойные стандарты – не вычеркнуть из жизни навсегда, но хотя бы нивелировать – сможет только время и изменение мировой ситуации. Но мы сами не должны вычеркивать себя из олимпийского движения. Как не принято в спорте болеть против соперников, так нельзя и играть против себя.
Ультиматум и коалиция
Именно бойкот хотят сделать оружием массового спортивного поражения и наши зарубежные оппоненты. Солирует Польша. Ее министр спорта еще в прошлом году организовывал письмо 35 стран с требованием вовсе исключить Россию из МОК. Нынче же заявил, что наших спортсменов невозможно представить на Играх, поэтому нужно включить противодействие. А главная ответственность в этом деле, по его словам, ложится на Польшу и Великобританию. «Польша и Великобритания находятся на переднем крае усилий по созданию коалиции против участия России и Белоруссии в Олимпиаде-2024 в Париже».
Предполагают поляки, что можно прибегнуть к ультиматуму. Мол, если нейтральный статус для выступления в Париже будет дан, то сформированная коалиция (пока ее еще все же нет) предъявит его МОК. Правда, и этот вопрос будет зависеть от того, удастся ли слепить эффективную коалицию стран, без которых организация Игр не будет возможна.
НОК Польши – за. Прибалтийские страны, само собой, уже почти присоединились. Еще – Дания, еще – Норвежская спортивная конфедерация готова «поддерживать тесный контакт по этому вопросу с братскими организациями Северной Европы». Такое трогательное единство душ. Правда, все это не официально.
Одно из последних заявлений, что летает в информационном пространстве, принадлежит генеральному секретарю Латвийского олимпийского комитета Жоржсу Тикмерсу и сделано в эфире телевидения. Позиция Латвии такова: «если бы» эти Олимпийские игры проходили сейчас, и «ожидалось», что в них будут участвовать спортсмены из России и Белоруссии, «я думаю», что сборная Латвии на эти Игры не поехала бы. Набор слов дает сам себе характеристику, да и просто выброшен пока в обычный эфир.
Это не говорит о том, что не будет и официального заявления. Ничто не остановит оголтелость. Сможет ли кто-то в ответ задать вопрос: а не отобрать ли флаг у Польши и потенциальных членов коалиции? За то, что лезут как раз в дела политические?
…Этот Жоржс Янович Тикмерс, кстати, советский гребец, серебряный призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР. Олимпийскую медаль завоевал в Москве-80 в составе распашной четверки с рулевым. На тех самых Играх, что бойкотировали вслед за американцами многие страны.
За бойкотом Москвы-80 последовал наш: отказ стран социалистического лагеря от Игр в Лос-Анджелесе. Отказ, который многие потом, включая и руководителей, оценят как эмоциональный, пропагандистский ответ. Эта реакция была в стиле реально существующих магнитиков с пятью кольцами, нашим Мишей и словами «Убей русского медведя». Но именно тогда спортивный мир должен был получить это противоядие: бойкот – путь в никуда.
…Произойдет ли раскол в олимпийском движении? Уже произошел, и Томас Бах в этом виноват сам, придумав для отстранения наших спортсменов «защитные меры». Пустил козлов в олимпийский огород. Теперь они, сожрав все зеленое, хотят выйти на новые просторы. А вот, кстати, США первыми выступили за возвращение России на международные соревнования еще до заявления о намерениях исполкома МОК. Они же и озвучили: «в нейтральном статусе». И Париж-2024 готов встречать Россию, о чем тоже уже заявлял. Вот пусть и бодаются теперь с потенциальной пока еще коалицией.
…Ехать ли нам на Игры в нейтральном статусе? Хочется, чтобы на сей раз эмоции не возобладали. А флаг и гимн, как говорят спортсмены, мы сами завоюем на соревнованиях.