Спорт в мире после заявления МОК
МОК хочет вернуть Россию на международные старты, впереди – Олимпийские игры. И это уже не просто чемпионаты мира. Конкуренция Игр должна быть в разы привлекательней по многим финансовым причинам. Вариант ли для нашего возвращения предложение о нейтральном статусе, озвученное МОК? В России против уже выступили многие. Протестуют и другие страны – там свое видение. Есть ли у МОК еще варианты? Или волна бойкота, которую МОК собственноручно и породил год назад своим же решением об отстранении России от стартов, смоет все попытки исправить допущенную в спорте национальную дискриминацию?
…Да, если бы все было так поэтично, как сказал однажды президент FIG Моринари Ватанабэ, открывая очередной чемпионат мира без России: «Мы не должны забывать, что в мире есть цветы, которые хотят расцветать, но не могут это делать под тяжестью снега». Немного снега МОК с тех зарытых цветов сбросил. Но олимпийская погода может и вновь развернуться.
Увы, красота слов спортивный мир не спасет. Да, хочется быть, несмотря ни на что, оптимистом, но получается пока плохо. Вроде МОК и протянул нам наконец руку после отстранения спортсменов. Но сам ведь ненависть в спорте, влекущую за собой шантаж и спекуляции, и допустил. Поделил спортсменов на своих и чужих. Позволил по паспорту отобрать заложников.
Последние три дня – это новый шквал эмоций от МОК. Сначала услышали о предлагаемом России и Белоруссии нейтральном статусе для выступления на международных стартах. Да-да, при тщательном изучении личных дел спортсменов: не замечен, не участвовал, не говорил и писал того, что МОК считает неприемлемым. Следом последовало официальное приглашение от китайцев на Азиатские игры. Вдогонку – лаконичное подтверждение заявлений МОК уже лично от президента Томаса Баха: можно допускать к Парижу-2024 в нейтральном статусе, потому что «отстранение не соответствует нашим ценностям». И даже его словесное пожатие плечами на угрозу бойкота от украинцев: «это противоречит миссии олимпийского движения».
Уже сказаны слова, многим рвущие души. Этот статус – без флага и гимна – в нее вновь плюет. И слова – унижение и подачки от МОК – прорываются даже у тех, кто всегда выступал именно за это: спорт – вне политики.
Звучат, прикрывай их словами или нет, политические требования. Какими бы ни оказались в итоге критерии допуска наших спортсменов, в голом остатке будет пульсировать именно эта суть. И можно сто раз сказать: не дело МОК оценивать политику государства. И не вправе олимпийская организация требовать у спортсменов отчета по политической позиции… Но развернуть спорт к очищению от лозунгов и политических заявлений очень сложно. Здесь и сейчас – просто невозможно. Это – реальность.
Нет, теперь МОК говорит: в паспорт заглядывать нельзя. Не по-олимпийски. Но выступать заложники должны под нейтральным флагом. Так надо. И вопрос остается все тот же: если дискриминации нет, то почему есть предложение о нейтральном статусе? Так надо?
И вот ведь какая разнополярность мнений в этом деле: то, что мы считаем унижением, некоторая часть мира считает и собственным унижением тоже. Типа: а как вообще язык поворачивается предложения такие вносит, как можно допускать этих русских на международные старты?
Например, один из норвежских комментаторов просто заклеймил сразу весь МОК. Сказал, что Томас Бах запудрил мозги подавляющему большинству его членов, и это делает их «полезными идиотами для Кремля».
Недружественных – такая нынче в ходу терминология – руководителей федераций и спортсменов всегда хватало. Само собой, и до событий на Украине. Есть прямо-таки какие-то страстные в своей злобе любители России: такое впечатление, что только и занимаются тем, что изучают в социальных сетях любое высказывание коллег, любую выложенную фотографию. Нынче обострение идет везде. Волна от МОК накрыла с головой, МОК уже пятится, он ее уже пытается сбить встречной волной, но результата пока особого нет.
Инвестиции в мир
Эмоции не конструктивны, в дело должны вступить правила. При допуске российских спортсменов до международных соревнований, о которых сообщил МОК, будут работать некие критерии. И определены лишь после консультаций Международного олимпийского комитета и международных федераций. И каждая федерация – единственный орган управления своими соревнованиями.
И что там, в федерациях? А там – как и было. Кто думал и говорил о «цветах под снегом», тот и готов думать дальше о единстве спорта. Кто привычно лютовал, тот и продолжает. Ситуация вновь показывает: кто друг, кто враг, а кто – так…
Одной из первых за возвращение наших спортсменов выступила Международная федерация дзюдо. Мариус Визер, президент IJF, говорит: «Мы инвестируем в мир, потому что твердо убеждены в том, что спорт может способствовать и даже разрешать конфликты». И напоминает: сегодня мы все находимся в экстремальной ситуации, когда «правительства запрещают или блокируют участие» спортсменов из других стран, а не их собственных, в международных спортивных мероприятиях. А «реинтеграция дзюдоистов из России и Белоруссии в международные соревнования» опирается на неопровержимые аргументы. Он и всем известны: одним из основных столпов Олимпийской хартии остается недискриминационное участие спортсменов без исключений. Да и спорт всегда был, есть и останется важнейшей платформой единства, солидарности и дружбы, «пусть не между нациями, но уж точно между людьми».
И президент Международной федерации гимнастики Моринари Ватанабэ предположил, что в зависимости от вида спорта реакция может, конечно, разниться, единства мнений сегодня нет, но заявил о поддержке решения МОК по возвращению российских и белорусских спортсменов.
Еще не все высказались, многие ждут четких правил, кого и как допускать. Но тенденции и настроения понятны. Например, генеральный секретарь Международной федерации лыжного спорта и сноуборда Мишель Вион заявил, что у сборных России и Белоруссии нет никаких шансов принять участие в ближайшем чемпионате мира по лыжным видам спорта, если вопрос допуска и будет рассмотрен, то весной.
И тут же не отдельная федерация, а целый национальный олимпийский комитет Норвегии выступил в резкой тональности: НОК не хочет, чтобы Россия и Белоруссия участвовали в международных соревнованиях. «В текущей ситуации это неправильно, и мы настоятельно рекомендуем не делать этого». Эстонцы, финны, шведы – одна дуда. Великобритания намерена срочно выработать со странами-единомышленниками общее мнение по вопросу. «Озвученная позиция МОК нынче неуместна».
Само собой – Украина, которая третьего февраля обсудит вариант бойкота. Правда, тут Томас Бах уже выступил резко, его слова приводит Spiegel: «Мы знаем точку зрения Украины, которая хочет изолировать Россию не только как государство, но и хочет полностью изолировать всех россиян. Отдельные спортсмены не должны подвергаться дискриминации даже при условии того, что страны находятся в состоянии конфликта».
Как нам отодрать политику от спорта? Или наоборот? Возможно ли это вообще, а особенно – в нынешней ситуации? Очень много эмоций. Их не может не быть. Отстранение от стартов по «национальному вопросу» было обречено на отмену. Но весь год работало и еще продолжает работать. За это время повышающийся в некоторых видах спорта градус ненависти, письма протеста, шантаж – если они появятся, уйдем мы, – стали обыденностью. И какую волну они примут сейчас, спрогнозировать сложно.
Азия позвала, но МОК решит
Пока критериев допуска нет, олимпийского единодушия тоже нет, а приглашение выступать в Азии есть. И это вполне конкретно. Олимпийский совет Азии, ОСА, принял решение пригласить российских и белорусских спортсменов на Азиатские игры (они пройдут с 23 сентября по 8 октября в Китае), чтобы дать им возможность участвовать в отборе на Олимпиаду-2024 в Париже.
Почему? Потому что возможности пройти квалификационные старты традиционным путем у наших спортсменов до сих пор не было, да и нет. Времени для получения олимпийских квот для Парижа-2024 остается все меньше, а ОСА, по заявлению исполняющего обязанности президента OCA Рандхира Сингха, оказывает поддержку атлетам, так как в спорте нет места для политики. «Идея заключается в том, чтобы дать им возможность принять участие в Олимпийских играх в Париже».
Уйдем в Азию, чтобы вернуться на привычные арены? Так это в теории пока и выглядит. Стоит ли чего-то бояться? Есть ли риск ухода в Азию для возвращения назад? Как хорошо сказала знаменитая Дарья Домрачева, от протянутой руки отказываться нельзя, но было бы глубоко неправильным обидеться на остальной мир и полностью переключиться только на одну часть света. А шагать надо поэтапно, тогда и страхов будет меньше. Предугадать все и расписать ежедневные инструкции не получится.
Пока ОСА уже проработал вопросы получения квот нашими спортсменами: как утверждают руководители организации, квалификационные баллы России и Белоруссии не вмешаются в существующую систему распределения медалей или азиатские квоты на Олимпийские игры. То есть обделены родные ОСА спортсмены не будут. МОК будет разрабатывать политику олимпийских квот вместе с ОСА и международными федерациями. И даже медали будут вручены нашим представителям другие.
И – да: вопрос о том, будет ли на азиатских аренах звучать родной гимн и подниматься государственный флаг России и Белоруссии, тоже будет решать МОК.
А заявление ОСА на официальном сайте организации таково: организация остается в режиме готовности, поскольку МОК продолжает изучать с международными федерациями пути возвращения российских и белорусских спортсменов «на строгих условиях». Все пока зыбко и здесь.