Никого из них, как понятно и самого Пеле, я в качестве действующих футболистов не застал. Но еще по молодости лет получил бесценную книжку с автографами великих советских футбоистов, которые долгие годы собирал хранитель лужниковских траиций Александр Иванюшин. Именно туда вписался и росчерк Короля футбола, который получил собственноручно, будучи 14-летним пацаном, когда Пеле, Тайсон и Тумба-Юханссон открывали на Мосфильмовской первый в Союзе гольф-клуб.
И в этом бесценном (увы, утерянном) фолианте не было, как помню, только подписи Хурцилавы. Быть может, из-за юношеской ностальгии, но скорее по сугубо профессиональным мотивам решил позвонить именно ему. Это самый редкий гость на страницах изданий. Между тем, именно Хурцилаву УЕФА признал лучшим грузинским футболистом 50-летия. Не случайно - участник двух чемпионатов мира (в том числе, четвертое место в 1966-м), серебряный призер Евро-72, бронзовый призер Олимпийских Игр того же года, капитан сборной СССР. И еще в знаменитом списке "33 лучших" значился 10 раз!
Однако, разыскать Муртаза Калистратовича оказалось делом непростым. Совсем непубличный, как выяснилось, человек. Помогла супруга Нана.
- А вы знаете, сегодня еще Володя Баркая умер, - сходу ошарашил меня долгожданный собеседник. - Он ведь тоже против Пеле выходил, только не в Рио, как я, а до того в Москве. Вот такая судьба. Тоже долго болел.
- Мои соболезнования, и храни вас всех Бог. Сегодня все вспоминают Пеле. Каким он остался для вас?
- Очень веселым, дружелюбным - за полем, где-то на банкете. Но в игре - боец, при всей его технике.
- Вам 22, и вы выходите на "Маракане" вместо Афонина при счете 1:2. Как с нервами совладали?
- Не поверите, но спокойно готовился к выходу. На скамейке даже шутить получалось. Словом, никакого мандража, хотя на трибунах 130 тысяч сидело. Ну, если совсем честно, чуть нервничал.
- С Пеле сколько раз за эти минуты сошлись визави?
- Два-три, возможно. У меня были другие задачи.
- Даже по нынешним временам довольно необычно выпускать защитника под занавес матча при счете 1:2. Почему тогда было принято такое решение?
- Морозов так посчитал, поскольку я мог и в атакующие действия что-то привнести. В итоге так и получилось. На 85-й Слава Метревели сравнял счет. Стадион оцепенел. Так и осталось.
- Тогда вообще замены были не в моде
- Да, только в товарищеских играх и позволялись. С улыбкой скажу, что замены сыграли. Еще Миша Месхи тогда вышел в перерыве. Только с 69-го года разрешили проводить в официальных матчах. А до того, хоть умри, но сыграй все 90 минут.
- А где вы были, когда Пеле за несколько месяцев до вашего визита в Рио забивал два гола в Лужниках?
- На трибуне сидел. Восхищались все. Но это разные вещи с точки зрения психологии. Когда выходишь даже против таких людей, обязан отбросить все эти восхищения.
- Георгий Сечинава, который в том матче опекал Пеле, собирался прокинуть ему мяч между ног. И впрямь получилось?
- Если он так говорит, видимо, да. Для него вообще не существовало авторитетов. Он потом смеялся, да что за ним бегать, решил играть в свою игру. Закончили, если знаете, 0:3. Пеле два забил.
- С интервалом в пять месяцев 0:3 против Бразилии дома и 2:2 на выезде. Как так?
- Психология, думаю. И состав чуть покрепче стал. Чужие трибуны порой вдохновляют на подвиги.
- Тот матч против Бразилии с Пеле остался особенным для вас?
- Самым. Хотя провел в общей сложности 73 матча за сборную, а не 69, как пишут везде.
- Есть кто-то сравнимый с Пеле?
- Нет. Даже Марадона и Месси - не тот уровень. И таких как Гарринча сегодня тоже таких нет. Стрельцов, Иванов, Воронин сильнее нынешних. И это, поверьте, не ностальгия.
- Даже с поправкой на возросшие скорости?
- Уверен, что Пеле вписался бы в любой ритм. Более того, определял бы его.
- Несколько слов о грузинском футболе сегодня. Вы стояли у истоков сборной, помогая Александру Чивадзе. Почему нет прогресса?
- Это было первое приближение, так скажу. При всех тех талантах, наверное, могли выжать большее.
- А сегодня?
- Все хорошо. Появилась система, которая начинает приносить плоды. И это не только Хвыча.
- Кстати, о Кварацхелия. У него есть предел?
- Пока не вижу.