Если кто-то не знает, в чем вообще дело, то эта история – просто бомба. Несколько дней разворачивалась в наших лыжах шоу-интрига, не сама по себе придуманная ради привлечения внимания, а конкретно связанная с результатами, которые показывают спортсмены в сезоне. Олимпийские чемпионы, заметим.
Сначала Сергей Устюгов стал победителем спринтерской гонки свободным стилем. Лыжник был в отличном настроении, даже поздравил сам себя в личном канале: «С победой, Лось!». Устюгов только на третьем этапе открыл сезон на Кубке России. Словно ждал, когда его тренер Маркус Крамер отметит 60-летний юбилей, чтобы преподнести подарок: красиво победить в спринте, оставив на втором месте олимпийского чемпиона Александра Большунова, на третьем – призера Олимпийских игр Александра Терентьева. Тренер Юрий Бородавко оценил победу Сергея Устюгова в спринте лаконично: «всё по делу», и тактику он лучшую выбрал, и лидирующую позицию занял, и не позволил себя никому опередить.
Радость Сергея Устюгова, который тренируется отдельно от сборной и использует планы Крамера, не имеющего возможность нынче работать со спортсменом очно, понять было можно: первый же старт и безоговорочная победа. Да и не у кого-то выиграл, а у главных претендентов. Тут эти слова и прозвучали: «Летом меня некоторые называли мешком. И я еще тогда сказал, что, если обыграю сборников, будучи в региональной команде, могу сам назвать их мешками».
На следующий день Александр Большунов в гонке на 15 километров свободным стилем не дал ни разу усомниться в том, кто станет победителем. Каждую отсечку он проходил с лучшим временем и уже за несколько километров до финиша опережал ближайшего преследователя Дениса Спицова больше, чем на 30 секунд (Илья Семиков стал третьим). Сергей Устюгов был в претендентах на второе и третье места, но финишировал седьмым.
И тут уже пришло время «ответки» не только на лыжне, но и на словах, от Александра Большунова. «Ну что, мешки обыграли олимпийского чемпиона? Сначала мешки сделали его чемпионом, а теперь обыграли». (Часть сказанного была неожиданно жесткой и отсылала к Олимпийским играм, когда в эстафете финишер Устюгов, включенный в эстафету волевым решением Елены Вяльбе, получил от Червоткина, Большунова и Спицова весомое преимущество над соперниками.) Еще сказал, что, хотя Сергей и не тренируется с командой, но членом сборной тоже остается.
При этом Сан Саныч заметил, что сейчас нет разницы: готовиться в сборной или в региональной команде, условия равны. И именно поэтому он бы не позволял таких высказываний, что прозвучали в комментарии Устюгова: видимо, Сергея что-то задело, но так реагировать все равно не стоит.
Журналисты, которые находились в Чусовом, процитировали и еще более хлесткие слова Большунова о том, что к нынешнему старту Устюгов готовился лучше, чем к Олимпийским играм и чемпионату мира, потому что «там был никакой, а тут его задели слова, и он решил лучше подготовиться, чем к главным стартам». И, видимо, слова эти были продиктованы тем же: и Большунова слова Сергея также задели.
Ситуация оказалась любопытной. Трэш-ток в отечественных лыжах? Не где-то там, на просторах мировых стартов, не с норвежцами, а дома? Неожиданно, но, почему бы и нет? Дело-то при этом не страдало. Оба олимпийских чемпиона сказали то, что хотели. Оба не отказали себе в прямоте. И оба лыжника известны не совсем простыми характерами. А еще оба, выражаясь языком Камилы Валиевой, «не цветочки», чтобы всем нравиться.
Сам Большунов на следующий день сформулировал и свое отношение к тому, что так заинтересовало общественность: сказали и сказали, не надо ничего выдумывать, все в пределах разговора. Мол, когда тебя спрашивают: «Ну, что, мешки ожили?», ты так и будешь отвечать. И нет здесь никакого шоу. Поддержал и Большунова, и Устюгова тренер Юрий Бородавко: пацанская пикировка, не ищите унижения.
А в заключительный день третьего этапа Александр Большунов победил и в гонке преследования на 15 км классическим стилем. Вот тут мешки в прямом уже смысле слова и оккупировали пьедестал. И монолог, который Большунов выдал журналисту Андрею Шитихину у пьедестала, стоит того, чтобы процитировать его практически полностью. Ни убавить, ни прибавить, пересказу своими словами не дается.
«Угадайте, кто придумал, е-мое? Я хотел бы еще на финише позарубаться в мешках. Устюгов не стал надевать мешок. Почему? Да потому что он не мешок (смеется). Конечно, я ему предлагал. Мешок он забрал как памятный приз. Этот перформанс, конечно, запомнится. А почему бы и нет? Мы что, должны обижаться друг на друга? Нет! Мы должны веселиться. Это все-таки соревнования, праздник. Это отчасти еще и шоу, все-таки зрители следят. Клебо будет завидовать? Я вчера выложил фотографию, и многие иностранцы писали, спрашивали: «Это тот самый мешок, из-за которого все ругаются?». Они не понимают, какой мешок, кто мешок, где мешок, о чем речь».
Вот – просто красавцы! Общая победа. Наши лыжные гонки жгут в сезоне, подкидывая открытия: появление совсем молодого Савелия Коростелева, обыгрывающего в спринте всех; безудержная прыть на всех фронтах Вероники Степановой, не оставляющей соперницам вариантов для борьбы и успевающей пропагандировать свой вид спорта всеми возможными способами; сага о мешках; кулинарные таланты Большунова, успевшего угостить сборную самолично приготовленной пиццей, брусничным пирогом и вафлями… И это шоу, перформанс или просто прекрасный спорт продолжается.