— Валерий Кузьмич, очень уж тягостное впечатление оставила игра некогда вашей сборной. Слабейшая в Катаре из африканских стран?
— Я бы так резко не высказывался. Но, очевидно, не хватает лидера.
— Это при игроках «Наполи», «Интера», «Баварии»?
— Увы. Вы же видели: никакого намека на прессинг, даже примитивного навала в конце матча устроить не смогли. Хотя в первом тайме частично контролировали игру, пару моментов создали. А вот после быстро пропущенного во втором тайме гола перестроиться не сумели.
— Перед матчем камерунские футболисты наперебой говорили о небывалом стремлении добиться успеха. Все прежние проблемы с федерацией урегулированы?
— Авторитет Это'О сыграл свою роль, ради того и поставили его президентом федерации. Скандалы погасил, порой даже премиальные из своего кармана выплачивает, чтоб все было вовремя.
— Сидел он, показали, какой-то потерянный.
— Понятно — с такой-то игрой.
— Какой Камерун сильнее по составу — ваш или нынешний?
— Однозначно этот. У меня почти все играли в низших французских лигах. Сегодня вы сами сказали, кто там командует парадом.
— Но плохо командует. Не то что 32 года назад, когда вы в матче открытия повергли вице-чемпионов мира, аргентинцев, с Марадоной, Бурручагой, Сенсини, Руджери, Пумпидо и другими суперзвездами. Вот если по-простецки, но объективно: то или нынешнее их поражение от Аравии сенсационней?
— Конечно, тогда это было большим сюрпризом. Чего нынешняя сборная Аргентины добилась? А та? Вот вам и все объяснение. Месси и Ко никак не могут справиться с выпавшим на них давлением, а те мастера об этом даже не задумывались, настолько крепка была их вера в команду.
— Весомость вашей победе добавляет факт удаления брата того Бийика, который потом поразил ворота Пумпидо. Вы ведь в меньшинстве тогда забили?
— Представляете, даже забыл об этом. Думал, забили в равных составах, а потом уже остались сначала вдесятером, а потом вдевятером. Но хорошо помню, что уже при 1:0 Роже Милла, которого я выпустил на 10 минут, должен был забивать второй.
— Тогда сразу два удаления в первом же матче, а сейчас — ни одного за 13 прошедших. Еще один тренд от ФИФА, дабы не страдала зрелищность?
— Видно, что все новации работают на смотрибельность продукта. Ну, или заточены под это. Взять хотя бы количество добавляемых минут, о чем уже много разного сказано.
— Вы в 90-м играли не добавленное, а дополнительное время в четвертьфинале с англичанами. А ведь до 83-й минуты впереди были. И позже сказали, что это был ваш просчет. В чем?
— Необходимо было закрепить позиции в центральной зоне, а сэр Бобби Робсон перехитрил меня, переместив туда игрока с фланга, на который я сделал акцент. В итоге два тяжеловесных центральных защитника оставались один на один с маневренными Линекером и Бердсли. И «привезли» два пенальти.
— Мы видели уже почти всех участников нынешнего первенства. Какую команду можно назвать чисто тренерской?
— Саудовскую Аравию, понятно, после такого камбэка. Очень высокая линия обороны — большие редкость и риск по нынешним временам. Но француз сыграл ва-банк и вышел победителем.
— А со знаком минус кто отличился?
— Выходит, напротив, аргентинец, не сумевший перестроить команду после такого нокдауна.
— Можно сказать, что масштаб Скалони не соответствует уровню его футболистов?
— О коллеге такое никогда не скажу. Должна же быть солидарность на нашей тренерской кухне!
— Рулевой швейцарцев Якин заявил, что такой сильной сборной там еще не было. Похоже на правду или просто так надо было сказать для укрепления командного духа?
— Бравада чистой воды. Совсем не того уровня команда, чтобы ставить серьезные задачи.
— Якин хорошо знаком нам по недолгой работе в «Спартаке». И знаком печально. Не знаете, почему у многих иностранцев получается либо до, либо после, но только не в «народной команде»? Чуть отвлечемся от главной темы, но есть повод вспомнить красно-белый период Лаудрупа, Эмери, Якина...
— Та же история, что с игроками: надо найти свою команду, оказаться в нужное время в нужном месте. Только тренеру еще сложнее, поскольку общий язык необходимо искать не только с футболистами, но и с работодателем. Порой в первую очередь. Заразить идеей, если хотите. У них в «Спартаке» не получилось, но получилось где-то еще. Такова тренерская доля.