Стадион «Эль-Байт», вмещающий 60 тысяч человек и расположен примерно в 35 км от Дохи, вошел в историю мирового футбола. На спортивном сооружении, выполненном в виде бедуинского шатра (откуда и пошло его название) и спроектированном сыном нацистского преступника, вечером 22 ноября стартовал мировой праздник футбола.
«Из Катара, из арабского мира я приветствую всех на чемпионате мира по футболу 2022 года. Как прекрасно, что люди могут отложить в сторону то, что их разделяет, чтобы отпраздновать свое разнообразие и то, что их объединяет», - заявил правитель эмирата, шейх Тамим бин Хамад Аль Тани после того, как он прибыл на стадион в сопровождении президента ФИФА Джанни Инфантино и поцеловал руку своего отца, бывшего правителя шейха Хамада бин Халифы Аль Тани, который отрекся от престола в 2013 году, уступив место своему сыну.
Организаторы постарались сделать церемонию открытия по-арабски богатой, яркой и запоминающейся. Но получилось не очень. А если сравнивать с открытием ЧМ-2018 в России, так и вообще – бедненько. Все-таки русскую широкую душу переплюнуть арабы не смогли. Причем не только из-за денег. Точнее вообще не из-за денег. А из-за того, что многие звезды отказались ехать в Катар из-за слишком уж сильной и долговременной критики этой страны. О причинах которой «МК» писал уже неоднократно.
Поэтому зрители на трибунах «Эль-Байта» и сотни миллионов телезрителей по всему миру увидели, как вначале на поле вышли три верблюда, танцоры и катарская певица по имени Дана, чье лицо было скрыто батолой (кожаное покрытие для лица, которое носят некоторые женщины в регионе Персидского залива –МК.).
Когда этот перфоманс закончился, настала пора более серьезных тем. И перед зрителями появился 85-летний американский актер Морган Фриман и 20-летний Ганим Аль Муфтах, катарец, родившийся с редким заболеванием, нарушающим развитие нижней части позвоночника. Они вдвоём поприветствовали всех гостей чемпионата, после чего на экранах стадиона и в прямом эфире были показаны видеозаписи, на которых шейх Тамим мальчиком играет в футбол в пустыне. Возможно для того. чтобы опровергнуть мнение об отсутствии футбольных традиций в Катаре.
Песню чемпионата Dreamers исполнили южнокорейский певец Чонгук из бойз-бэнда BTS и катарский певец Фахад Аль-Кубайси. Шакира и Робби Уильямс отказались приехать в Доху даже за миллион долларов.
Впрочем, были на открытие и светлые моменты. И речь совсем не про фейерверк, по-арабски пышный и красочный. В ВИП-ложе члены королевской семьи Катара сидели рядом с другими арабскими лидерами, приехавшими в эмират в знак региональной солидарности, в том числе с фактическим правителем Саудовской Аравии наследным принцем Мухаммедом бин Салманом, президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, королем Иордании Абдаллой. премьер-министром ОАЭ шейхом Мохаммедом бин Рашидом аль-Мактумом. Стоит напомнить, что Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет разорвали отношения с Катаром в 2017 году и помирились только в январе 2021 года. Все эти королевские особы и представители правительств после церемонии открытия увидели, как Катар проиграл Эквадору в первом матче ЧМ 0:2. Как и другие десятки тысяч болельщиков, для которых добраться на «Аль-Байт» было не так уж и легко из-за больших пробок на подъездах к стадиону.
Футбол для всех
Пока аристократы и счастливые обладатели билетов на «Аль-Байт» наслаждались лицезрением верблюдов и певца Чонгука, бедные рабочие-мигранты, фактически создавшие этот праздник, смотрели матч-открытие совсем в другом месте.
Специальная фан-зона, созданная в промышленной зоне на окраине Дохи, включала в себя стадион с гигантским телеэкраном и еще один большой экран, установленный снаружи. Она располагается рядом с несколькими рабочими лагерями, где живут сотни тысяч малообеспеченных рабочих и члены их семей.
«Мы здесь, чтобы насладиться своим потом, благодаря которому этот турнир состоялся. Я просто поражен тем, что вижу сейчас», — сказал в интервью Reuters один из них, 25-летний угандиец Рональд Ссеньондо.
Билеты на первый матч стоили в среднем 200 долларов, но эта фан-зона была бесплатной. Поэтому на ней собрались тысячи людей, чтобы поболеть за Катар.
«С этой бесплатной фан-зоной власти Катара думают и о бедняках», — сказал 28-летний индиец Мохаммад Ансар, приехавший в Катар в начале 2022 года.
Хаос на фан-фесте в Аль-Бидде
В отличие от бесплатной фан-зоны для бедняков, фестиваль болельщиков в парке Аль-Билла в центре Дохи получился не столь радужным. Все дело в большом количестве желающих попасть туда, где среди прочего продается алкогольное пиво. И организаторы фан-зоны оказались просто не готовы к такому большому наплыву болельщиков.
Площадка вмещает 40 000 человек, но, по разным оценкам, попасть в фан-зону пыталось вдвое больше народу. Была организована даже зона ожидания для входа в Аль-Бидду. Когда же ситуация начала окончательно выходить и-под контроля, в дело вмешалась полиция, которая была вынуждена вывести разгневанных болельщиков из зоны ожидания входа в фан-зону. Полицейским потребовался почти час, чтобы очистить территорию от лишних фанатов.
Счастливчики, сумевшие прорваться через весь этот хаос в фан-зону, в итоге сумели насладиться футболом, попивая холодное пиво.
Еще одна стихийная фан-зона образовалась на знаменитом рынке «Суг Вагиф», недалеко от Аль-Биллы, где болельщики со всего мира собрались вместе, чтобы посмотреть футбол в многочисленных кофейнях, забегаловках и ресторанчиках. А заодно прокатиться на верблюдах – три круга меж горбов «кораблей пустыни» стоили 20 катарских риалов.
Дорога к миру
Впрочем, было и еще одно очень важное и очень хорошее событие в день открытия ЧМ в Катаре. Ради которого, в том числе, весь это турнир и затевался. Чтобы футбол объединял людей.
Несмотря на отсутствие официальных двусторонних отношений, израильские любители футбола смогли попасть в Катар на первом прямом коммерческом авиарейсе. И многие из них, ожидая посадки, выражали надежду в беседе с журналистами, что эти рейсы расчистят путь к разрядке взаимоотношений Израиля и Катара. Для безопасности всем пассажирам выдали карточки с телефонами консульской делегации Израиля, заблаговременно вылетевшей в эмират для оказания экстренной поддержки соотечественникам. Если таковая потребуется.
«Опасения были, не будем отрицать. Но желание увидеть Месси в последний раз и понимание, что мы можем стать частью истории, преодолела все опасения», — заявил израильским СМИ Саги Ашкевиц, один из летящих в Катар болельщиков.
Последний прямой рейс из Израиля в Доху запланирован на 15 декабря. Финальный матч ЧМ-22 состоится 18 декабря.