Слова генерального секретаря Международной федерации лыжных гонок Мишеля Виона о том, что о возвращении российских спортсменов когда-нибудь придется задуматься, многие восприняли как хороший знак. Что лед тронулся, что Европа начинает прозревать и так далее. Но надежды оказались пустыми, и даже если есть кто-то, кто действительно хочет вернуть наших спортсменов на международную арену, то он никогда об этом не скажет.
Публикация норвежского NRK — тому прямое доказательство. Исследование издания показывает, что без российских лыжников в новом сезоне совершенно не будет борьбы, интриги и, как следствие, зрительского интереса, который и так неуклонно падает в последние годы. И спасал рейтинг только возрастающий интерес к лыжным гонкам как раз в России.
«К сожалению, цифры не врут, — говорит бывший норвежский лыжник, а ныне эксперт телеканала NRK Торгейр Бьерн. — В последние несколько сезонов соревнования в лыжах были исключительно противостоянием России и Норвегии. Поколение в ряде стран стало намного слабее, чем несколько лет назад. В последнее время в борьбу вмешивались разве что одинокая ласточка из Финляндии Ийво Нисканен, в спринте итальянец Федерико Пеллегрино да пара французов Люка Шанава и Ришар Жув. Поэтому без россиян сезон для Норвегии станет легкой прогулкой».
Результаты последних 64 индивидуальных гонок среди мужчин на этапах Кубка мира и чемпионатах мира показывают, что:
— за последние три сезона норвежские и российские мужчины заняли 80 процентов первых пяти позиций;
— в первой десятке в нескольких гонках были почти только россияне и норвежцы;
— восемь из десяти лучших бегунов на чемпионате мира были из Норвегии и России;
— 13 из 15 лучших бегунов были из этих двух стран в зачете Кубка мира на длинных дистанциях.
Другими словами, изменения в лыжном спорте без россиян предстоят колоссальные. Если бы русских не было с ноября 2019 года, то:
— Норвегия выиграла бы почти 80 процентов всех гонок;
— Норвегия завоевала бы все медали на чемпионате мира-2021;
— в среднем у Норвегии было бы более трех из пяти лучших в каждой гонке за последние три сезона, в беге на длинные дистанции эта доля составляет примерно 70 процентов;
— в прошлом сезоне у Норвегии было бы семь из восьми лучших в зачете Кубка мира.
Причем возможность посмотреть, как это бывает, когда доминирует только одна сборная, у нас была. В прошлом сезоне, когда норвежцы снимались с гонок из-за коронавируса и в том числе не приехали на Тур де Ски. Тогда шестеро их семи лучших лыжников носили российскую форму. Обычных болельщиков это, конечно, радует, но только в одной стране. Для популярности же вида спорта и его развития нужны интрига и борьба. Хотя бы между двумя лыжными державами.
Поэтому решение по отстранению сборной России от соревнований будет иметь коммерческие последствия для FIS, и это признают даже норвежцы. Прошлой зимой, согласно анализу СМИ, подготовленному специально для FIS агентством Nielsen, рейтинги лыжных гонок в мире были самыми низкими за пять лет. Но если бы не российский зритель, то они были еще ниже, поскольку 29 процентов всех международных зрителей были на территории России. И как раз перед баном показатели заинтересованности достигли в нашей стране пика. Во-первых, наши тотально побеждали на Тур де Ски в отсутствие Норвегии. Во-вторых, Nielsen называет одной из причин «эффект Большунова».
Именно поэтому число зрителей у нас выросло на 143 процента, в то время как общее число просмотров в мире с сезона-2017/18 упало на 20 процентов. Смотреть лыжные гонки, чтобы видеть, как побеждают норвежцы, у нас не будут.
В ответ на публикацию NRK российская олимпийская чемпионка Вероника Степанова ответила, что «в 2020 году лыжные гонки находились на 2-м месте по популярности среди спонсоров в Норвегии, а в сентябре 2022-го уже на 12-м».
Проблемы видят не только норвежцы. Британский лыжник Эндрю Масгрейв заявил, что хотел бы видеть среди участников Кубка мира всех сильнейших спортсменов планеты, включая россиян. «Ситуация в лыжных гонках забавная. Я посмотрел на общий зачет Кубка мира, чтобы понять, каким бы он был без русских. Очевидно, прошлый сезон получился бы дерьмовым. Мы должны что-то сделать, чтобы результаты не выглядели такими нелепыми. Это очень сложная ситуация, лично я хочу видеть всех сильнейших в строю. Не хочу побеждать и думать, что выиграл только потому, что не было Большунова», — сказал Масгрейв в подкасте Faster Skier.
Но, даже признавая возможные проблемы, в Европе не хотят видеть российских лыжников на этапах Кубка мира и в чемпионате мира. Когда Мишель Вион только заикнулся об актуальности рассмотрения вопроса о возвращении России, Норвегия и Швеция тут же объявили, что будут бойкотировать соревнования в этом случае. Как из ситуации ни выходи, конкуренции не будет. Так что Совет FIS принял вполне ожидаемое решение.
Впрочем, решает не только Норвегия, хотя имеет свое веское слово. А по мнению Сальтведта, пусть в случае отстранения россиян последствия для лыжных гонок потенциально катастрофичны, но «этот вид спорта не рассматривается как наиболее важный для руководства FIS».
Да, у федерации есть еще и прыжки с трамплина, горные лыжи, сноуборд и фристайл, но в последних двух тоже есть проблемы: несколько этапов Кубка мира в выборочных дисциплинах отменены или перенесены из-за отсутствия денег у местных организаторов и энергокризиса.