«Конечно, так проще – поделить медали и радоваться малому, но, где же основные принципы – честный спорт (fair play)? Или, как нам объяснили, это и есть забота о наших спортсменах? Я считаю, что не должны обновляться рейтинги и раздаваться титулы в отсутствии нас – это абсурд», – считает Этери Тутберидзе.
Но сегодня всё будет гласом вопиющего в мировой пустыне. Что бы и кто бы из наших тренеров ни сказал по поводу запрета спортсменам России выступать на международных стартах. Если точнее – исполнять профессиональные обязанности. Великих тренеров, заметим. Наших голосов может быть много, они сильные. Но реалии пока сильнее.
И что делать? Вид, что ничего не происходит и все наши лидеры, да и те, кто тянется за ними, оказались просто «в шоколаде» на домашних турнирах? И что нам этот «их» спорт до лампочки? И мы сами себе необходимые раздражители на пути к будущим победам? Тем, которые будут там, в лучшей, чем сегодня, жизни? В нормальной?
Или тормошить общественность и провоцировать? Да просто напоминать: але, мировой спорт, мы ведь есть! Рекордсмены, олимпийские чемпионы, лидеры мировых рейтингов из России – есть…
Прорвало и великую молчунью. Захлестнула обида. «Помоги нам, Господи, всем выйти из этой ситуации», – написала Тутберидзе. Уже расписаны этапы Гран-при по фигурному катанию, распределены участники. Нет фигуристов России на мировом льду. Вычеркнули.
Слова коллеги Татьяна Тарасова назвала очень хорошим предложением. Говоря о нашем самом сильном виде в фигурном катании – женском одиночном, подчеркнула: распределять первые места без наших спортсменок аморально.
…Буквально на днях на «Играх Дружбы» в Казани другая великая тренер – Татьяна Покровская – рассказывала, как синхронистки смотрели чемпионат мира, который проходил тоже без них. В синхронном плавании наша группа не проигрывала почти 25 лет, а дуэт не отдавал никому золото с 2001 года. Сказала Покровская, как чувствовала. И что грустили. И что теплее становилось, когда видели судейский люфт по оценке, как будто России место оставили, будто первое место судьи отдавали России. Которой нет, но которая есть.
Еще сказала, что были на этом старте без нас победители и побежденные. И нельзя говорить, что победившие – не настоящие чемпионы. Они приехали представлять страну, порадовали своих болельщиков результатами. И можно порадоваться, например, за китайцев, которые долгое время с нами сотрудничали. «Так что Россия поднимает уровень мирового синхронного плавания».
И еще важную вещь сказала Татьяна Покровская: мысли наших тренеров нужны мировому синхронному плаванию. И конкуренция нужна всегда. Победы ведь выковываются на ее драйве.
Так устроен спорт, это правда. Но сегодня драйв для многих стран вдруг появился иной: победить там, где при участии России это невозможно. Прошедшие мировые старты, на которых соперники совсем не плакали от отсутствия наших лидеров, это показали. Сострадать в душе – это одно. Сделать все для победы в создавшихся условиях – совсем другое. И при этом – не чувствовать себя неполноценным победителем.
Пьедестал – таково его предназначение – никогда не останется пустым. Предложить сегодня зарубежным соперникам выступать на значимых турнирах и не обновлять рейтинги, читай – сделать их официально «неправильными» чемпионами? Никто на это не пойдет. Это было бы тоже несправедливо. Да и тоже абсурдно, как и запрет российского участия. Просто «аморальные», как сказала Татьяна Тарасова, действия не могут ведь повлечь за собой разумные.
Этери Тутберидзе понять можно. Не обидеть или принизить зарубежных фигуристов она хочет, а защитить своих. Их надо держать в тонусе, им надо показать путь вперед, сделать так, чтобы поверили – и звезды высочайшего уровня, и те, кто только на подходе к титулам, что… Хотя бы, что им дадут побороться в обозримом будущем за эти титулы.
Больно сегодня российскому спорту. Всем в нем – от тренеров до болельщиков – просто больно. Хорохорься или нет, страдаем. Не поможет заморозка рейтингов. Не помогут призывы к честной борьбе. Таблетка исцеления есть только одна – возвращение к равноправию. И когда ее примет мировой спорт, будут решать не на льду.
Не лед, увы, рассудит. А пока придется согласиться с резким Александром Тихоновым: всё остальное, все призывы к честности и равным условиям – пустозвонство.