Дарья Касаткина — первая на сегодня ракетка России, победительница Кубка Билли Джин Кинг и обладательница четырех титулов WTA. Андрей Рублев — восьмая ракетка мира, чемпион Кубка Дэвиса, олимпийский чемпион в миксте, обладатель 12 титулов ATP. Топы, сливки, лучшие. И, возможно, представители последнего на долгие годы российского чемпионского поколения. Потому что давайте посмотрим правде в глаза: расти будущим победителям станет все сложнее. Потерять уже существующих — особенно больно.
О том, что они не исключают для себя варианта смены спортивного гражданства, Даша и Андрей сказали в интервью спортивному блогеру Вите Кравченко. «Если нас везде забанят на всех турнирах, а я хочу дальше продолжать спортивную карьеру, то смена гражданства — один из выходов, да», — сказал Рублев. Даша пошла еще дальше и посоветовала юным теннисистам, у которых профессиональная карьера только начнется, пытаться по возможности выступать за другую страну.
В теннисе, в отличие от многих других федераций, это сделать достаточно легко: нужно просто оповестить ITF. Нет обязательного карантина или каких-то других ограничений, кроме одного, но достаточно весомого. Если был заигран хоть раз за сборную страны, то выступать за другую уже не можешь. Правило ввели в 2014-м, раньше вообще была полная свобода.
Касаткина и Рублев не просто заиграны — они становились чемпионами в составе сборной России, но в случае полного перекрытия кислорода на других турнирах перспективой снова играть на Кубках Дэвиса и Билли Джин Кинг, наверное, можно пожертвовать. Тем более что и перспективы сейчас никакой: россиян от этих соревнований отстранили. О поездке в олимпийский Париж через два года пока еще можно тихо мечтать.
Искренние, молодые, талантливые, невероятно трудолюбивые. Смотришь, как в 35-градусную жару (оба тренируются в Барселоне) часами, давясь красным грунтом, они безостановочно рубят по мячу, до дрожи в руках, до мозолей (не преувеличение!)... Думаешь: а почему кто-то должен осуждать людей за то, что они хотят продолжать заниматься своей профессией, ради которой положили свое детство, юность, здоровье? А им, в отличие от фигуристов, пловцов, футболистов, гимнастов и легкоатлетов, даже соревноваться не с кем без международных стартов, не говоря уже о призовых и заработке. Федерация на молодежь едва средства находит.
Уедут ли? Фактически уехали давным-давно, потратив огромные суммы родительских или, если вдруг везло, спонсорских денег — все ради возможности расти, совершенствоваться, конкурировать.
Даша не раз рассказывала, что родителям пришлось продать дом, чтобы дочь имела возможность остаться в теннисе. Касаткиной, говорящей о возможной смене гражданства, веришь больше, чем Андрею.
«Не знаю что дальше»
Признавшись в нетрадиционной сексуальной ориентации, Даша словно чиркнула спичкой над мостом. Ее предполагаемая подруга фигуристка Наталья Забияко, выступавшая за сборную России в паре с Александром Энбертом, решила возобновить карьеру с новым партнером и под новым флагом — с кленовым листом. И хотя генеральный директор Федерации фигурного катания России Александр Коган говорит, что канадская федерация запрос о переходе отозвала, и Забияко остается российской фигуристкой, это может означать только, что она просто не станет возобновлять карьеру.
В общем, Даше было с кем обсудить смену гражданства. Да и всю нынешнюю ситуацию Касаткина воспринимает крайне болезненно.
Рублев же оставил больше надежды: он и на Олимпиаде еще сыграть хочет, и про Федерацию тенниса России высказывался менее жестко. Даша — та от души рубанула: «Федерация тенниса России ничего особо авторитетного не представляет. Грубо говоря, для Международной федерации тенниса нашей федерации не существует. Официально. Чемпионат мира у нас забрали, и когда вернут — не знаю. С Олимпиадой вообще непонятно что. Короче, мы отшельники. Не знаю что дальше».
Но самое страшное то, что когда (и если) все вернется на свои места, побеждать за нас может быть уже некому.
Виноватых нет
Когда казахстанская теннисистка Елена Рыбакина выиграла Уимблдон, ее бывшая (российская) и нынешняя федерации устроили перетягивание каната — кто больше вложил в ее рост и подготовку. Снова всплыли суммы, «проедаемые» юными теннисистами, а также возможности Федерации тенниса.
«У нас и сейчас талантливых много, — сказал «Матч ТВ» президент ФТР Шамиль Тарпищев. — Но мы не можем всех оплачивать. Бюджет федераций стран, владеющих «Большим шлемом», за 100 млн, а у нас — семь. Подготовка 18-20 летнего теннисиста в год стоит 200 тысяч евро, а у нас сейчас 72 талантливых спортсмена. Это без обслуживающего персонала, а любого профессионального теннисиста должны обслуживать 4-5 человек, у нас же один тренер на десятерых».
Учитывая, что экипировка, ракетки, мячи и прочие теннисные атрибуты в условиях санкций дорожают и будут дорожать, стоимость подготовки еще больше возрастет, и основная часть опять ляжет на родительские плечи. Только по одному этому критерию произойдет отсев юных гениев ракетки, не говоря о множестве других факторов, среди которых сложность/невозможность поездок на турниры и постоянная угроза отстранения.
Первая смена гражданства в теннисе после отстранения Федерации тенниса России уже произошла совсем недавно: 29-летняя Натела Дзаламидзе еще на «Ролан Гаррос» выступала под нейтральным (читай: российским) флагом, а потом раз — и поехала на Уимблдон уже под грузинским. Иначе бы не поехала. И чем дольше российский спорт будет в подвешенном состоянии, тем больше похожих новостей мы услышим. Причем тот же Тарпищев говорит, что смена гражданства — это чисто рабочий момент, где нет виноватых. Это просто реалии, в которых мы живем. Вот только это он про Рыбакину говорил. В контексте Рублева с Касаткиной градус переживаний может быть совсем другим...
Больше чем спорт
Впрочем, переживать еще рано. Как сказал Андрей, выходом решение станет только в том случае, если им запретят участие на всех турнирах. К счастью, такой перспективой пока не пахнет.
US Open не стал следовать за Уимблдоном и подтвердил, что российские игроки могут участвовать в нейтральном статусе. ATP и WTA свою позицию относительно этого вопроса выразили совершенно четко: отстранение игроков по национальному признаку противоречит уставу, духу и вообще всему. На этой принципиальной позиции ассоциаций российский теннис пока держится, поэтому не стоит торопиться размахивать вслед ребятам белыми платочками. И лепить из Касаткиной и Рублева предателей не нужно, угрожая обвинениями в госизмене, с которой сравнил смену спортивного гражданства депутат Роман Терюшков.
«Я не очень часто о чем-либо прошу. Но действительно важно посмотреть это видео. Мы пытались продемонстрировать, что теннис может быть больше, чем просто спорт. Это особенно значимо в нынешней ситуации», — написал Рублев в соцсетях о том самом интервью. 24-летний парень искренне верит в то, что спорт объединяет, и отказывается отрицать добро. Видит свет впереди и надеется, что может помочь ему стать ярче.
А Даша... Несмотря на слова, что ей сейчас не хочется возвращаться в Тольятти, горько расплакалась, когда представила, что может действительно туда не вернуться.