Футбол на грани дефолта: РПЛ потеряла важные контракты

Что будет дальше со спонсорами российского футбола

Российская премьер-лига теряет сразу несколько важных коммерческих контрактов. И дело тут не только в экономике. Ушел титульный спонсор турнира, генеральный партнер в последний момент отказался от подписания договора, из-за санкций закончилось сотрудничество с техническим партнером чемпионата. Президент РПЛ Ашот Хачатурянц признает наличие сложностей и обещает их решить в ближайшее время. «МК» разбирается в причинах возникновения кризиса и туманных перспективах финансирования премьер-лиги на следующий сезон.

Что будет дальше со спонсорами российского футбола

Не успели любители футбола порадоваться замечательному завершению сезона в России, отойти от грандиозного финала Кубка в «Лужниках», где посмотреть на игру «Спартака» и «Динамо» собралось почти семьдесят тысяч зрителей, как суровая правда жизни вернула нас в безрадостную реальность возможного дефолта премьер-лиги.

30 мая в Москве состоялось заседание общего собрания клубов РПЛ, после которого ее президент Ашот Хачатурянц выступил с программным заявлением.

Наибольший интерес представляет отрывок, озаглавленный «О партнерах и спонсорах РПЛ», который можно было бы и процитировать целиком для осознания всей глубины падения. Но ради экономии места советуем всем заинтересовавшимся ознакомиться с данным документом в свободном доступе на сайте лиги. От себя отметим лишь, что вопросы есть по всем направлениям, за исключением основного вещателя, «Матч-Премьер», с которым РПЛ успела подписать грандиозный по российским меркам контракт на четыре сезона еще осенью 2021 года.

Вы спросите, откуда такой пессимизм? Не слишком ли мы сгущаем краски? Отнюдь.

Профессиональный футбол в первую очередь является бизнесом, как бы это ни было обидно слышать сторонникам спортивной составляющей. И причина здесь в том, что каждый профессиональный футбольный клуб является крупным коммерческим предприятием, регулярно платящим налоги в бюджет, владеющим солидной недвижимостью и обеспечивающим рабочими местами сотни человек. Поэтому без экономики никуда. В 2001 году Виталий Мутко и клубы затем и создавали РПЛ, чтобы совместно реализовывать коммерческие и аудиовизуальные права на чемпионат, а полученные деньги делить в обговоренных пропорциях между всеми участниками турнира.

Чтобы читателям было проще понять суть проблемы, разделим ее на основные блоки, соответствующие главным направлениям партнерской деятельности премьер-лиги.

Титульный спонсор чемпионата

Титульным спонсором называется партнер, который в рамках контракта получает право дать свое имя спортивному турниру. И это название, согласно закону о спорте, является неделимым наименованием.

С 26 февраля 2020 года и до последнего времени таким партнером была группа «Тинькофф». Не так давно в СМИ и из уст руководителей РПЛ звучала информация, что группа готова не просто продолжить сотрудничество, но и более чем в два раза удвоить сумму контракта. Поэтому совсем неожиданными стали слова Хачатурянца 30 мая, что «никаких предложений по продлению не поступало».

Со своей стороны источник, близкий к «Тинькофф», сообщил «МК», что финансовая группа несколько раз предлагала представителям РПЛ провести очную встречу и обсудить варианты до окончания тендера, но так и не получила внятного ответа на свое предложение. При этом личные встречи с другими банками в рамках тендера руководство проводило. С «Тинькофф» же встреча по обсуждению продления контракта до сих пор не состоялась. Не доверять этому источнику оснований нет, тем более что Хачатурянц и сам сказал в своем выступлении об имевших место контактах с другими крупными банками, которые в итоге не проявили интереса к сотрудничеству с РПЛ. И теперь придется искать нового партнера. Это притом что предыдущий титульный спонсор был готов продолжать сотрудничество. Очень странная история.

Генеральный партнер

До последнего момента генеральным партнером лиги была букмекерская компания «Лига ставок», сотрудничество с которой по многим направлениям у РПЛ ведется с 2010 года. Начиналось оно с «Общеевропейской системы раннего оповещения» по борьбе с договорными матчами. За двенадцать лет никаких сложностей в работе не было, а контракты регулярно продлевались и увеличивались.

22 декабря 2021 года РПЛ решила провести тендер за право стать основным беттинг-партнером для максимального увеличения суммы сделки. 3 февраля было объявлено, что организатором процедуры выступит ООО «Газпром Медиа». Итоги тендера подвели 2 марта, и на ближайшие четыре сезона, с 2022/23 по 2025/2026, действующий генеральный партнер получил эксклюзивное право на размещение спонсорской рекламы во время прямых трансляций матчей, в цифровой среде, на стадионах и интернет-площадках клубов. Сумма соглашения, по разным оценкам, могла достигать пятнадцати миллиардов рублей. И вдруг отказ. Причем присланный президенту лиги в виде смс-сообщения в день, когда должно было состояться окончательное согласование всех условий в присутствии руководителей клубов.

«Сейчас, в условиях санкций, просто невозможно просчитать отдачу от такого вложения чисто экономически. Стоимость контракта, в шесть раз превышающая бюджет прошлых сезонов, в контексте сегодняшних событий выглядит переоцененной», — заявили «Матч ТВ» в пресс-службе букмекерской компании, добавив, что от сотрудничества не отказываются и готовы рассмотреть иные варианты.

Экономическая ситуация после 24 февраля и правда сильно изменилась. А учитывая тотальные санкции против нашего футбола с исключением российских клубов из еврокубков, тратить большие деньги на спонсорство лиги невыгодно.

Руководство РПЛ обратилось к другой компании, принимавшей участие в тендере и занявшей второе место. И даже получило ответ. Письмо БК «Фонбет» было выложено в телеграм-группе «Спорт-экспресса», и из него следует, что компания готова сотрудничать с РПЛ, выплатив девять миллиардов за четыре сезона, если руководство лиги получит с предыдущего партнера штраф в размере 1,1 млрд рублей и даст новому партнеру право добавить свое имя к названию одного из клубов лиги. Сразу стоит отметить, что выполнить такие требования будет непросто. Возможно, поэтому в своем заявлении на сайте РПЛ Хачатурянц заявил, что у него есть предложение и от другой букмекерской компании. Правда, не уточнив ее названия. Так что и с генеральным партнером лиги ситуация, мягко говоря, не самая лучшая.

Технический спонсор

В сезоне 2021/22 техническим спонсором чемпионата России была компания Nike, полностью обеспечивающая весь футбольный турнир своими мячами и даже выплачивающая некоторое вознаграждение по контракту. Но теперь эта компания в России больше не работает. По словам Хачатурянца, лига пыталась решить вопрос с общим техническим партнером для всех, но не смогла этого сделать. И теперь клубы решают данный вопрос самостоятельно.

Не совсем понятно, как будет обстоять дело с мячами, ведь по условиям чемпионата все должны находиться в равных условиях и использовать единый игровой инвентарь. Возможно, речь все-таки шла о спортивной форме команд. Надеемся, что комментарии на эту тему последуют от лиги в ближайшее время.

Что в остатке?

Пока у РПЛ есть один действующий контракт с «Матч-Премьер», по которому лига должна будет получить (если, конечно, ничего резко не изменится, как в случае с генеральным партнером) около тридцати миллиардов за четыре сезона. Все остальные договоры в подвешенном состоянии.

Примечательно, что не так давно в СМИ появилась информация о возможном уходе Хачатурянца с поста президента РПЛ. Но, судя по его же высказываниям после общего собрания клубов 30 мая, возможно, его попросили остаться до решения финансовых вопросов. Иначе нашей премьер-лиге и правда грозит дефолт.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28794 от 1 июня 2022

Заголовок в газете: Футбол на грани дефолта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру