…И даже мысли ведь такой ни у кого не возникло: уйдет ли Елена Валерьевна на гребне успеха? Вяльбе возглавляет федерацию с 2010 года, а с 2020 года руководит и Ассоциацией лыжных видов спорта России. Впереди – времена не самые легкие. Как и что еще будет? И главное – когда?
А позади – счастье победы, золотые танцы, слезы гордости. Наши лыжники на Олимпийских играх–2022 в Пекине по общему числу наград обошли даже норвежцев. Одиннадцать медалей, четыре из которых – золотые, столько же серебряных, еще три бронзовые. Две (!) золотые эстафеты: мужская отечественная команда победила впервые с 1980 года, а женская – с 2006-го. Могла бы на такой победной волне и уйти… Могла бы?
Это не обсуждалось. Хотя сама, еще объявляя, что будет выдвигаться на четвертый срок, шутила: я давала слово уйти, когда женщины станут олимпийскими чемпионками (в Пекине в эстафете победили Наталья Непряева, Юлия Ступак, Татьяна Сорина и Вероника Степанова. – ред.). Но олимпийской чемпионки в личной гонке ведь не было, поэтому придется еще поработать. Говорила – нельзя допустить, чтобы российские лыжи остались у «разбитого корыта», уходя, нужно готовить кого-то на свое место.
Вспомнила об этом и на пресс-конференции в Казани по итогам выборов. Да, мол, было такое: сказала, что, как только женщины у нас будут олимпийскими чемпионками, уйду с поста президента федерации. Но тут восстал коллектив, «вся наша армия, которая работает с лыжными гонками в России». И убедили – не пришло еще время сдавать дела.
«Еще не пенсионерка, надо бы поработать! Есть еще у меня над чем работать, планы, которые хотелось бы воплотить в жизнь. И пришлось искать лазейку к своим же словам. Индивидуальной золотой медали у женщин у нас еще нет, так что еще поработаем», – «оправдывает» себя Вяльбе.
Для отечественных лыж, которые за время отстранения должны не пятиться назад, а сохранить лидирующие позиции, такие «оправдания» даже на словах звучат прекрасно. Но Елена Вяльбе, хотя из ее ответов смело можно составлять и громкий «цитатник», известна все же другим – умение добывать результат. И сегодня перед сборной стоит задача, которую решать еще не приходилось. Нужно не вырастить новых чемпионов, хотя и эту задачу никто не отменяет, а сохранить звездную сборную.
«Мы все сегодня находимся в неведении: как у нас дальше будет построена подготовка, будем ли мы допущены до международных стартов? Никто не знает. И сегодня горизонт планирования работы не так широк, как обычно: думаешь о ближайших планах даже не на год, а на минуты, часы», – признается президент ФЛГР.
А эти часы и минуты включают в себя в том числе и быт спортсменов. «Да, для лыжников Кубок мира – возможность заработать, наши зарплаты далеко не идеальны. И, если у министерства спорта, правительства найдется возможность компенсировать отсутствие международных стартов – мы будем благодарны, – говорит Вяльбе. – Если нет, найду нужные слова для спортсменов. Они должны будут понять и принять: такова сейчас ситуация».
Босс российских лыж считает, что сегодня работы – непочатый край. И, конечно, надо решать проблемы, которые возникли в связи с ситуацией отстранения. Есть, например, команды, которые в мае тренировались там, где лежит снег, а есть те, что тренировались на земле. Сейчас же все работают без снега, потому что другой возможности нет. Правда, этот вопрос Вяльбе воспринимает спокойно: говорит, что пандемия всех закалила, и все тренеры и спортсмены уже понимают, как в России вести подготовку в зависимости от времени года. «Не думаю, что будет что-то сверхъестественное».
Но реально беспокоит президента то, что в стране нет баз на той высоте, которая нужна нашим лыжникам для подготовки. Летом Елена Вяльбе собирается съездить в Ереван, чтобы понять, можно ли использовать возможности Армении. «Китай нас готов принять с распростертыми объятиями, но там 21 день карантин из-за пандемии, так что это утопия. «Лаура» в Сочи? Это 1500 метров над уровнем моря, очень низко, нам не подходит».
В России Елена Вяльбе пошла на четвертый срок президентства. А через несколько дней трехкратная олимпийская чемпионка намерена переизбраться в Совет Международной федерации лыжных видов. В Совет Вяльбе была избрана в июне 2021 года. И на Олимпийские игры в Пекин ездила именно по квоте члена FIS. До этого от России (начиная с 2012 года) в Совет входил бизнесмен Андрей Бокарев, чуть раньше – бывший тогда президентом ОКР Леонид Тягачев.
С выборов в FIS руководителя лыж России никто не снимал. Российские лыжники отстранены от международных стартов, а в стране нельзя проводить соревнования с участием иностранцев. Но, что касается официальных лиц – их участия в выборах и деятельности в международных структурах, – то запрета нет. Санкции, которые применила FIS в адрес российских и белорусских спортсменов, не относятся к членам правления.
Сама от права на переизбрание Вяльбе не отказывается. И она бы была не она, сделав это. Но в FIS, судя по ситуации, предстоит жесткая борьба: против избрания представителя России уже выступили Финляндия, Польша и Швеция. И, по мере приближения выборов, страсти, конечно, будут накаляться. Руководитель норвежской лыжной ассоциации Эрик Рёсте уже сказал: в преддверии конгресса FIS обсудим вопрос, как будем относиться к России и российскому спорту в будущем.
А что такое Совет FIS? Это высший орган организации. При выборах членов будет конкуренция: на 18 мест в Совете претендуют 23 кандидата. Всего в Совет Международной федерации лыжных видов войдет 21 человек: президент FIS, два представителя спортсменов и члены Совета. На предстоящих выборах введены квоты для женщин, их теперь должно быть не менее трех. На пост главы организации претендует швед Йохан Элиаш, и он – единственный кандидат.
Выборы нового состава Совета FIS пройдут 26 мая. На генеральную ассамблею Международной федерации лыжных видов Елена Вяльбе улетает в Милан уже во вторник. Говорит, что предполагать, как будут развиваться события, сложно: возможно, будут подниматься какие-то вопросы по россиянам, возможно – нет, все-таки до начала следующего сезона еще есть время. «Мы ничего пока не знаем, со всех сторон тишина. Есть люди, с которыми мы общаемся, это те, кто будут голосовать, есть люди, которые «против» и не хотят, чтобы Россия занимала какие-то позиции. Есть разные мнения, что будет на конгрессе, мы пока не понимаем».
Заявления с чужой стороны о том, что в выборах она участвовать не должна вовсе, Елена Вяльбе комментирует просто: пусть говорят. И подчеркивает, что иметь своего представителя в головной структуре, конечно, важно. «Безусловно, это будет потеря, но, даже если я не изберусь, никто не умрет. Но хотелось бы: чтобы тебе не просто пришли документы о том, что был совет FIS и было такое-то решение. Важно, когда ты сам участвуешь в этих дискуссиях, вносишь свои предложения».