Вообще, вокруг команды всегда витали легенды и мифы — скажем, отчего-то считалось, что лучше всего команда играла в дождь, хотя даже основатель «Спартака» Николай Петрович Старостин не смог мне объяснить, с каких лет пошло народное поверье про «спартаковскую погоду». Благодаря великим мхатовским «старикам» — Михаилу Яншину, Алексею Грибову, Борису Ливанову, с которыми выходил на одну из старейших сцен страны и будущий телекомментатор Николай Озеров, бытовало мнение, что все артисты болеют за «Спартак». Во МХАТе преданность красно-белым была традицией, конкуренцию им по любви к «Спартаку» могли составить только вахтанговцы, но и в других театрах спартаковские болельщики преобладали: Валентин Гафт, Олег Янковский, Александр Абдулов…
Да и интеллигенция в основной своей массе отдавала симпатии красно-белым, хотя и простые работяги тоже были преданными спартаковскими болельщиками. Сегодня рискну предположить, что «Спартак» потерял не только свою игру, а что немаловажно — понимание своей огромной аудитории. Связь болельщиков с командой в какой-то степени прервалась, и восстановить взаимную привязанность никак не получается. Причиной тому — непродуманные, хаотичные решения по комплектованию команды, тренерская чехарда и постоянные смены в руководстве клуба. Мне показалось важным поговорить о проблемах «Спартака» с первым заместителем председателя Госдумы Александром Дмитриевичем Жуковым, знакомство с которым произошло именно в спартаковской Тарасовке десятки лет назад.
— Александр Дмитриевич, вы давний и преданный болельщик «Спартака», сами играли всю жизнь, мы не раз выходили с вами на поле. Но, прежде чем перейти к разговору о проблемах «Спартака», поведайте, как вы стали болельщиком?
— Я болельщик «Спартака» более чем с полувековым стажем, хотя мой дед болел за «Динамо». Пришли гости, его друзья, а я, мальчишка лет семи-восьми, смотрел по телевизору, как «Спартак» с «Динамо» играют. Подошел друг деда, спрашивает: «Ты за кого болеешь?» Я отвечаю: «За «Динамо». А он говорит: «Вот что я тебе скажу: самая лучшая команда — «Спартак». Болей за «Спартак»!» Вот так просто он меня убедил.
Я начал болеть за «Спартак», когда еще капитаном был Галимзян Хусаинов. Каждое поколение спартаковцев свежо в памяти: Ловчев, Папаев, Черенков, Дасаев, Гаврилов, Родионов, Титов, Цымбаларь… Команда для нас в любые времена была кумиром, приносившим огромную радость своей игрой. Мы же с вами помним, как «Спартак» вылетал в первую лигу, и слова Николая Петровича Старостина: «Все потеряно, кроме чести». И народ рвался поддержать в трудную минуту свою команду. Да что говорить: в Тарасовку, на матчи «дубля», болельщиков привозили переполненные электрички.
Такой потрясающей народной любви не было ни к одному клубу. Бывали успехи, становились чемпионами, завоевывали кубки, случались неудачи, но всегда была игра, которую называли спартаковской. Каждый, наверное, вкладывал в это понятие что-то свое, но радость приносила именно игра. Сколько ярких воспоминаний, связанных в жизни со «Спартаком»! Помню, жили с женой и ребенком в маленькой однокомнатной квартире на Ордынке. «Спартак» играл с «Астон Виллой». Ночь, все спят, Федя Черенков забивает гол, я как закричал, перебудил всех — такие эмоции были…
— Куда все делось?
— «Спартак» всегда славился великими тренерами. И я бы назвал двух главных великих тренеров — Бескова и Романцева. Ну и, конечно, игроки — иконы выдающиеся, которые олицетворяли «Спартак». К сожалению, с определенного момента это ушло — прежде всего ушла игра «Спартака». Все время приходят какие-то новые люди, обещают вернуть спартаковский футбол, но команда в итоге давно потеряла свое лицо. Даже при том, что «Спартак» пять лет назад стал чемпионом, игры у команды как не было, так и нет. В этом, мне кажется, самая главная проблема. Как результат, не только спартаковские фанаты, но и обычные болельщики перестают ходить на футбол. Я вот стал бояться на стадион ходить: как ни приду, «Спартак» проигрывает. Глава МИДа Сергей Лавров, тоже спартаковский болельщик, даже написал: «Мы с Жуковым как-то разговаривали и решили, что лучше по телевизору смотреть».
Так и будет продолжаться, пока не придет понимание, что любой клуб в мире добивается успехов тогда, когда тренер работает в команде долгие годы. Нигде такого нет, чтобы через полгода меняли тренера, и команда показывала бы классную игру. Есть закон футбола: деньги не бегут.
— Леонид Федун в свое время получил бренд: «Спартак» — золотая история советского и российского футбола. Но, на мой взгляд, это не имеет никакого отношения к сегодняшнему «Спартаку». Вы же наверняка общались с Леонидом Арнольдовичем. Сам Федун это понимает?
— Я с большим уважением отношусь к Федуну. И надо признать, что благодаря его финансовой поддержке «Спартак» и существует, он вкладывает в команду огромные средства. И в этом смысле особенно обидно, что титанические финансовые усилия не приводят к тому результату, который мы ждем.
— Такое ощущение, что у владельца клуба неточное понимание своей роли. Поскольку идет многолетняя ориентация на друзей или родственников при выборе руководства. И возникают постоянные конфликты: мы можем вспомнить недавние скандалы с увольнением Газизова, уходом Попова… Сегодня генеральным директором клуба является Мележиков. Но, при всем уважении к Евгению Владимировичу, до этого он ведал вопросами безопасности в клубе. Конечно, понятно, что многое решает в клубе Зарема Салихова. Что вы об этом думаете?
— Я уже сбился со счета, сколько тренеров и директоров поменялось за последние годы. Приходит какой-то очередной «попрыгунчик», который у бровки корчит рожи почище любого клоуна, и сценарий предсказуем: через пару месяцев ему заплатят очередные отпускные, и он поедет домой с миром, так же, как предыдущие тренеры. Хотелось бы ошибиться…
— Вы про Ваноли?
— Он один из многих, и решения при выборе главного тренера порой необъяснимы. Если посмотреть шире — на ведущие команды мира, мы же понимаем: они добиваются успехов, когда тренер имеет возможность построить свою команду. Тот же Бесков привел в «Спартак» игроков, которых почти никто не знал. Он их подбирал, и через два года команда выиграла чемпионат СССР. И потом, на протяжении многих лет, Константин Иванович усиливал состав, был стержень, была система. Точно так же — и Романцев. Олег Иванович не изменял своей системе игры. Разумеется, приходили и громкие победы.
А что мы видим сегодня? Решения принимают непрофессионалы, которые не знают, каким местом, условно говоря, бить по мячу. Это прямой путь в тупик, когда приобретаются игроки типа Кофрие. Я не могу себе представить, чтобы при Романцеве в «Спартаке» играл такой футболист, как Кофрие или какой-нибудь Хендрикс. Причем вроде бы приходят игроки, которые неплохо себя зарекомендовали, но они очень быстро деградируют. Один из недавних примеров — Ларссон. Тиль неплохо играет в Голландии, а в «Спартаке» ничего не мог показать. Сколько прошло легионеров через «Спартак» — не счесть. Мы с вами и десятую часть-то не назовем, а сколько среди них было топовых легионеров? Единицы! Алекс, Видич, Промес, ну еще пара-тройка.
Мое мнение — надо делать ставку на наших ребят. Литвинов, Умяров, Игнатов, Хлусевич неплохо смотрятся, но, чтобы они прибавляли, нужен тренер, который поставит им командную игру. А сегодня что мы видим: давайте как-то вырвем победу, где-то отобьемся…
Вспомним недавний кубковый матч «Спартак»–ЦСКА: ведем 1:0. У армейцев удалили игрока, а эксперты в студии, мягко говоря, сомневаются в победе спартаковцев. Ну как это может быть?! Очевидно, вот такое недоверие к команде уже сложилось годами. Причем мне кажется, что «Спартак», когда ведет в счете, и сам не верит, что победит. Ну, ты играешь в большинстве, ведешь в счете, зачем отходить назад и получать две штанги за пять минут…
Тем более поразительно, что у «Спартака» выстроена вся инфраструктура — детская школа, академия, «Спартак-2», «молодежка», есть поля, причем во все это вложены огромные средства. И даже невооруженным глазом видно, что есть какой-то сбой в системной подготовке футболистов: на уровне юниоров до какого-то момента играют вполне прилично, конкурентоспособны. А на выходе в первую команду что-то происходит со знаком минус.
— Что делать-то будем со «Спартаком»?
— Надо остановиться в какой-то момент и подумать. Но то, что надо взять тренера своего, возвращать своих коренных спартаковцев на «мостик», это стопроцентно. И выбор-то большой из тех, кто сейчас тренирует, из наших: Тихонов, Аленичев, Карпин, Титов, Парфенов, Ледяхов, Черчесов. Я уверен, что любой из них справится лучше, чем очередной малоизвестный иностранец.
И важно, чтобы решения в клубе принимались исключительно профессионалами, чтобы время спонтанных непрофессиональных решений кануло в Лету. Мне кажется, давно назрела необходимость создать совет директоров из профессионалов, желательно из спартаковцев, тогда все важнейшие решения будут приниматься на серьезном уровне. Не надо какими-то личными отношениями подменять профессиональную работу людей, которые разбираются в футболе. Бесконечный хайп в Интернете и тысячи комментариев по этому поводу «Спартаку» игру не поставят.
И вообще нужно «Спартаку» прекратить бесконечно искать «черную кошку в темной комнате» — я имею в виду все эти бесконечные оправдания: то заговор судей, то происки спортивных чиновников, то плохая погода, то плохие поля… Каждый раз — бессмысленные оправдания неудачной игры, хотя никакого отношения к делу они не имеют.
Я недавно пересматривал некоторые матчи «Спартака»: игра с «Баварией» в «Лужниках» на абсолютно промерзшем поле, с «Наполи» та же история, или взять матч 1998 года с «Интером» на «Динамо», где ни одной травинки на поле не было. Более того, «Спартак» проиграл 1:2, помните, за «Интер» Роналдо играл («Зубастик»), но все равно люди шли на стадион, им игра нравилась, даже когда «Спартак» проигрывал. Я уж не говорю про великие матчи с «Реалом» начала 90-х — такие игры запоминаются на всю жизнь. Конечно, и сейчас бывают проблески. Скажем, в Лиге Европы было несколько хороших игр, но это не системно, не стабильно.
— Сколько, по-вашему, игроков «Спартака» сегодня соответствуют историческому образу команды?
— Сложный вопрос. Если вернуться к старым добрым временам и взять команду Бескова, то поначалу трудно было предположить, что Шавло, Ярцев, Гаврилов станут выдающимися мастерами. Тем не менее ведь Константин Иванович сумел их слепить, каждому нашел свое место, Старостин создавал в команде победный дух, схема для той поры в игре была совершенно необычная. Это потом «Барселона» стала играть так, как «Спартак» тогда играл, а тогда это было необыкновенно.
И при Романцеве все продолжилось: пришли Мостовой, Шалимов, Титов, Ледяхов, Радченко, Цымбаларь — новое поколение. Еще раз повторю: убежден, что среди сегодняшних игроков есть способные, талантливые ребята, но их надо отдать в спартаковские руки.
— Александр Дмитриевич, вы один из самых авторитетных экономистов в России. С точки зрения экономики, как так получается, что «Спартак» работает на футбольных агентов? В прошлом году клуб заплатил агентам 613 миллионов — в два раза больше, чем «Зенит», я уж не говорю про остальных.
— Мне трудно сказать что-либо про агентов, но селекционная работа в большей части провальная. А сколько там агенты заработали? За этим в первую очередь должны следить акционеры, которые тратят на это собственные деньги, причем, повторюсь, немалые. В их же интересах, чтобы эти деньги расходовались на достойных игроков, достойных тренеров и давали результат.
— И все же — ваши пожелания любимой команде?
— «Спартак» — команда со славными традициями, и клубом должны управлять профессионалы, равно как и командой. Повторюсь, и там и там главную роль должны играть коренные спартаковцы. Другого рецепта, чтобы возродить спартаковскую игру, я не вижу. А сейчас, конечно, надеюсь на то, что «Спартак» одержит победу в финале Кубка России, и эта победа станет отправной точкой в возрождении нашей любимой команды!