Короче: Александр Жулин сомневается, Евгений Плющенко уверен, что Саша сможет, Татьяна Тарасова советует чисто исполнить то, что есть, Роман Костомаров считает – если прыгнет, то героем будет…
Что еще? Говорят, ее исполнение прыжка в пять оборотов будет для мужчин ударом ниже пояса. Это мы ей так мотивацию ищем? Трусова ведь всегда хочет прыгать наравне или лучше мужчин. И получается, что всем миром уже навязали Саше этот самый прыжок. И придется теперь ей его прыгнуть, даже если и не собиралась. Пытаться прыгнуть.
В произвольной программе на Олимпийских играх Александра во имя победы исполнила пять четверных. И хотела быть первой во всех отношениях, хотя желание осуществила наполовину, «золото» проиграла Анне Щербаковой.
Нет, конечно, Саша Трусова себе не изменяет: ей надо прыгать больше и круче. Она же – Трусова. И тут не надо ничего объяснять. Как, впрочем, и что-то заранее объявлять. Груз оборотов сам по себе давит.
А та самая цитата, с которой все началось, такова: «Тяжело стоять на месте, хочется что-то добавлять постоянно. Пятерные прыжки? Хочу, конечно, попробовать выучить. Если получится, то хочу сделать раньше всех. Не только среди женщин».
Что тут не ясно? Снова хочет быть первой.
Есть сразу вопрос: Саша хочет просто выучить пятерной? Даже звучит, конечно, шикарно, но не очень понятно, зачем он «просто» нужен. Нет, ради рекорда, оно, конечно: вижу цель. Правда, исполнять-то прыжок надо на соревнованиях, а там, помимо рекордов, есть и другие цели.
И надо к ним ехать на здоровых ногах. Чтобы те самые коленки не просто не дрожали, а еще и функционировали, как надо. И соперницы основные у Саши в России, а не на международной арене, поэтому, даже без стартов ISU конкуренция дремать не будет. И, к слову, тот же ISU пока еще не обозначал базовую стоимость прыжков в пять оборотов.
Но порассуждать на тему: «не могём, а могем», конечно, дано любому. Александра Трусова размерами не велика – физические данные ей позволяют исполнять многооборотные прыжки, что весь мир и видит.
Саша обожает прыгать, что тоже весьма важно. Веление души. А после мечты об исполнении пяти прыжков в четыре оборота на Олимпийских играх нужна новая мечта. Пять ведь приземлила? Повтор уже будет повтором, пусть даже и с более чистым исполнением.
Еще после Олимпийских игр в Пхёнчхане и второго подряд «золота» на главном старте Юдзуру Ханю, отвечая на вопрос о мотивации, сказал: она – в поступательном движении. Ни в чем больше. Тогда и озвучил свою мечту: хочу сделать аксель в 4,5 оборота, который никто не прыгает. И добавил еще: «Хочу прыгнуть 5 оборотов, если смогу. Не думаю, что кто-то это пробует». И слегка так уточнил: уверен – нагрузка на ногу будет очень сильной.
Потом, уже перейдя к практике, говорил, что тело его приспосабливается к прыжку, если сначала была сильная боль в мышцах, то по мере тренировок она ушла, а аксель стал понятнее. Так он считал.
Ханю попробовал воплотить мечту в жизнь на Олимпийских играх. Но – недокрут больше 90 градусов, из-за чего была снижена базовая стоимость прыжка, и падение. Чистоты, красоты и триумфа никто не увидел. Сам Юдзуру признал: мечта не далась, хотя он много работал во имя ее осуществления. «Думаю, сегодня я расширяю границы. Независимо от того, насколько мне было сложно, я хочу дать немного больше тем, кто возлагал на меня надежды».
А потом и Марк Кондратюк показал, как пробует исполнять прыжок сальхов в пять оборотов на тренировках. Прямо в Пекине. И признал: ему кажется, что аксель в четыре с половиной оборота и пятерные прыжки – это реально. «Во всяком случае, я бы этого очень хотел. И верю, что со временем спортсменам это удастся сделать».
Вслед попытке полетели и слова тренера Светланы Соколовской: «Когда хорошее настроение, пробуем накручивать пятерной сальхов. Конечно, пока это безумие, но Марк – парень способный, почему нет?».
У Марка задач на продвижение по «карьерной лестнице» на льду – выше крыши. Но парень он куражный, видимо, идея втянула, как воронка.
Памятен всем, кстати, и лутц в пять оборотов тогда еще 18-летнего итальянца Даниэля Грассля, он зашел на него во время одного из шоу, упал, но возможности исполнения показал. А еще до Олимпийских игр в Пекине общественность взволновало видео, на котором юный фигурист Максим Белявский из ЦСКА тоже прыгал пятерной. И общественность нисколько не смутил тот факт, что делал он это на «удочке», специальном тренажере, позволяющем освоить многооборотные прыжки. Мэтрам фигурного катания пришлось тогда много раз объяснять: на лонже можно сделать и прыжок в десять оборотов.
А того же тренера Алексея Мишина, знаменитого своим умением обучать прыжкам, пытали множество раз: пять оборотов – мечта или фантазии «ни о чем»? Кстати, Мишин, который консультировал Ханю, призывал японца не делать на Олимпийских играх аксель в четыре с половиной оборота. Хотя и понимал, чего хочет Ханю: войти в историю не как трехкратный чемпион, а как фигурист, «который открыл форточку в будущее фигурного катания». Но, чтобы ее открыть, нужна новая техника прыжка, новый метод, которые предстоит найти. Когда-то в прыжковом секторе легкой атлетики произошла революция, перевернувшая технику и поднявшая планку: сначала «разножка», потом – фосбери-флоп. Или в прыжках с шестом: была когда-то бамбуковая палка, а потом включились современные технологии.
Впрочем, в теории про пятерные прыжки все ясно: когда будет увеличена скорость крутки спортсменов, тогда и мелькнут перед нашими глазами и пять оборотов. Вряд ли и сосчитать успеем. А доведет скорость до максимума тонкий по телосложению фигурист. И, поскольку период развития скоростных качеств заканчивается в 11 лет, крутку можно усилить за счет более плотной группировки в воздухе.
Специалисты предсказывали еще в 2000 году: быть прыжку в пять оборотов через три олимпийских цикла. Но изменилась система судейства и на какой-то период фигуристы вообще приостановили четверные прыжки. Кстати, сейчас, с отстранением наших спортсменов, история четверных прыжков в женском фигурном катании тоже может быть приостановлена. А с изменением возрастного ценза дорога их развития и вовсе вильнет в сторону.
Но Александра Трусова – и в этом уверены все, кто считает нужным оценивать пока теоретический замах «Русской Ракеты» на невиданное, – попытки исполнить прыжок в пять оборотов делать будет. И задавать этот вопрос: стоит или не стоит ей тратить на него силы, точно не надо.