Падение Евгения Семененко, случившееся в воскресенье во время шоу, ужаснуло многих. Делая прыжок в четыре оборота, Женя упал и ударился головой. Евгений на шоу, конечно, не был первопроходцем в исполнении четверных. Шоу фигуристов сейчас идут одно за другим. Для спортсменов – это возможность не терять форму, поиск новой мотивации, контакта с публикой. Возможность заработать – само собой.
И мы видели элементы ультра-си уже не раз: и от женщин, и от, конечно же, мужчин. Но прыжок Семененко оказался шокирующим. Упал, пытался подняться и снова упал, опять ударился затылком, еще раз не смог подняться… Последнее падение случилось уже вне льда – на территории зрителей арены.
Это и выглядело как нокаут, да и было нокаутом. Удар противника в голову, нарушение координации, дезориентация. Рядом со спортсменом сразу оказались тренеры Алексей и Татьяна Мишины, Светлана Соколовская, Евгений Плющенко… Медики унесли фигуриста на носилках.
Выступавший после Михаил Коляда прыжки в четыре оборота уже не исполнял. Утром появился уточненный диагноз: у Евгения сотрясение мозга, гематомы, серьезных внутренних повреждений нет.
Практически все фигуристы и специалисты после падения Семененко говорят: это роковая случайность, не надо драматизировать. Шоу были, есть и будут. Многие предельно лаконичны: сотрясения мозга в фигурном катании тоже были, есть и будут. Кому претензии предъявлять?
Сложные элементы – это риск всегда, не важно, где их спортсмены показывают: на соревновании или на шоу. И если допущена ошибка при том же исполнении прыжка, то это именно ошибка, которая привела к падению, ничего большего. Какие-то другие факторы не работают. Какая разница, где это случилось: на шоу, старте или тренировке?
Первая версия случившегося с Евгением Семененко в Санкт-Петербурге, которая появилась сразу же, – плохое качество льда. Но она много раз была опровергнута участниками. Вторая версия – спортсмену помешало специальное освещение, а это софиты снизу и подсветка. Исполнение показательных номеров в таких условиях – традиция шоу, от этого никуда не деться. Но, конечно, лучи, все же признаются многие, несколько дезориентируют.
«Женя не мог встать из-за прожекторов во время шоу. Они светят прямо в глаза, ничего не видно. Мы, когда сами катались, тоже ничего не видели. Я вчера наугад выступала. Хорошо еще, что на зрителей не упала», – рассказала Алена Косторная.
И, кстати, если на катке обычного размера фигуристы еще двигаются по отработанным «путям» даже «наугад», то на усеченном льду, а именно такой был в Санкт-Петербурге (20 на 40 метров вместо 20 на 60), задача усложняется. И так ли нужно было отрезать кусок льда для партера, который оказался на расстоянии вытянутой руки от участников шоу? Аншлаг – это прекрасно, но все же?
И ключевой вопрос, появившийся после несчастного случая, таков: если на шоу существуют нестандартный свет и малый размер катка, то нужно ли допускать в показательных номерах элементы ультра-си?
Мнение первое: зрители все понимают и счастливы видеть своих кумиров даже без сложных элементов, лишь бы удивляли и просто доставляли удовольствие. Смогла ведь та же Саша Трусова выйти на лед в паре с тренером Дмитрием Михайловым и заставить всех улыбаться весь трогательный номер? Саша сделала только один прыжок: двойной аксель. Это была совсем не Русская Ракета. И как раз этим удивила. И – чего уж там, порадовала перевоплощением.
Второе мнение: стремление самих спортсменов показать свои сильные стороны нельзя пресечь и на шоу тоже. Более того, часть зрителей тоже жаждет именно этого: прыжки не остановить. Шоу – это развлечение и фабрика удовольствия, поставляющая продукт именно для любителей фигурного катания. И зритель, получив не то, что ожидает, от продукта откажется. Красивенькое катание под необычную музыку без «напряга» устроит не всех.
Вообще фигуристы получают сотрясение мозга довольно часто, но далеко не все падения с такими последствиями становятся достоянием общественности. На чемпионате мира этого года американка Эшли Кейн-Гриббл, которая выступала в паре с Тимоти Ледюком, упала трижды. При последнем падении фигуристка ударилась подбородком об лед и уже не смогла встать.
Самый, наверное, памятный случай, за которым последовал диагноз сотрясение мозга, произошел с нашими спортсменами на этапе Skate America за сезон перед Олимпийскими играми в Турине-2006. Татьяна Тотьмянина потеряла сознание после падения с поддержки. Пока лежала на льду без движения, зал не дышал – предположить можно было, что угодно.
Но уже на следующий день после результатов рентгенографии и компьютерной томографии Татьяна была выписана домой. Падение спортсменка не помнила. Как говорил тогда тренер Олег Васильев, «Тане в этом плане лучше всех: она ничего не видела, и два часа из ее памяти вообще выпали».
Партнеру Максиму Маринину потребовалась психологическая помощь, он как раз помнил все. Позже вспоминал, что подобный же случай на тренировке у пары уже был, обошлось тогда без последствий: «упали, но, кроме нас, этого никто не видел, никто ни от чего не застрахован, известен случай, когда, например, один американский фигурист долгое время пролежал в коме после падения...».
Как утверждали фигуристы и тренер, через 20 дней Тотьмянина и Маринин вернулись к отработке поддержек. Затем выиграли все: и чемпионат Европы, и мира, и Олимпийские игры. И спокойно относились к бесконечным вопросам о том, что и как было: «чужое несчастье всегда интересно – мы бы тоже любопытничали».
Соревнования и шоу – все же разные истории. Нет сомнения, что и спортсменам, и, в первую очередь, организаторам шоу стоит все же соотнести степень риска: где и что должен исполнять спортсмен. Должна быть дана и возможность спортсменам попробовать условия, в которых они будут кататься. Например, банальные прогоны с тем самым светом, который будет выставлен на шоу. Каждый контракт, наверное, несет свои условия. Но и каждый фигурист должен тоже сам думать о своей голове – в прямом смысле слова. Потому что «любопытничать» на тему таких шокирующих падений после (и во время проведения) праздника фигурного катания совсем ни к чему.