Лия Томас «находится в процессе гендерного перехода». Была мужчиной, стала женщиной и в начале года побила рекорды США в заплывах на 200, 500 и 1500 метров вольным стилем. Хотя, будучи мужчиной, Уилл Томас был вне топ-400. Это было еще в 2018 году.
Но весной следующего года курс гормональной заместительной терапии наметил новые горизонты. В прошлом году Лия, она же Уилл, стала выступать в женской команде официально.
Спорт развивается для трансгендеров стремительно. Новозеландская тяжелоатлетка Лорел Хаббард, выступив в Токио-2020, стала первым трансгендером в истории Олимпийских игр. Ничего не выиграла, на старте провалилась, но заставила говорить о теме трансгендеров с удвоенной энергией. И вслед за Олимпиадой в Токио появилась новая концепция гендерной идентичности и половых различий.
Осенью Международный олимпийский комитет ввел новую концепцию «справедливости, интеграции и недискриминации» на основе гендерной идентичности и половых различий. По новым рекомендациям МОК, «ни один спортсмен не может быть исключен из соревнований на основании его трансгендерной идентичности или половых различий». МОК, правда, заявил, что не в состоянии выпустить правила, определяющие критерии допуска для каждого вида спорта. Организация оставила это на усмотрение федераций.
МОК также подчеркнул, что гендерные тесты и «инвазивные физические осмотры», которые были использованы ранее для проверки пола спортсмена, были неуважительными и «потенциально опасными».
Нынешняя Лия Томас победила на старте в рамках высшего дивизиона Национальной ассоциации студенческого спорта США (NCAA). Эта лига – не старт общепита, а кузница чемпионов, через нее прошли десятки лидеров мирового плавания.
Возраст, правда, не позволит больше Томас выступить на этих стартах. Но есть же другие. До Олимпийских игр в Париже – всего-то два года. И если проблемы с допуском у трансгендеров теперь отсутствуют, то побеждать никто трансгендерам и не мешает.
Многие специалисты выражают и обеспокоенность, и раздражение, и тревогу по поводу создавшейся ситуации. Если мужскому спорту ничего не грозит в случае смены пола женщиной, то женскому – как раз наоборот. И иначе как «нападением» на женский спорт появление в нем трансгендеров назвать сложно.
Пока волн бурного возмущения от действующих спортсменок нет. Но каждая "украденная" победа будет способствовать нарастанию протеста. Сегодня пока еще все хотят быть чрезвычайно толерантными, поэтому голоса против атаки на женский спорт звучат робко.
Даже авторитеты смущены. Например, Майкл Фелпс не хочет показаться «душителем» новых веяний. Говорит, что «все должны чувствовать себя комфортно в том, кто мы есть». Но дальше – буксует. «Думаю, что в спорте все должны играть на равных. Я не знаю, как это будет выглядеть в будущем. Это действительно… честно… Я просто не знаю, что сказать».
И все же, если вспомнить, что для МОК тяжелоатлетка Лорел Хаббард была «героиней» спорта, то Томас, видимо, в ближайшие годы ожидает тот же путь.