Санкции в спорте – это то, что сегодня ежедневно (и даже ежечасно) в лентах информагентств. Россию отстранили практически от всего мирового спорта. Исключения (то есть разрешение на выступление в нейтральном статусе) еще есть, но они весьма условны: достаточно хоть кому-то из соперников возмутиться по поводу присутствия на старте России и Белоруссии, чтобы последовал полный бан.
Так уже было (началось с лыж по инициативе Норвегии, продолжилось Паралимпиадой) и так еще будет. Только что о возможном бойкоте чемпионата мира заявила Федерация плавания Швейцарии (FINA разрешила, хотя и с принятыми позже оговорками – если это не будет создавать проблем, россиянам и белорусам выступать в нейтральном статусе). Чемпионат стартует еще только 18 июня, но Швейцария заранее обеспокоилась вопросом.
Санкции быстро распространяются и раздаются. Как снимаются? Мучительно. Легкая атлетика России уже семь лет живет с баном. И даже полученный спортсменами нейтральный статус – не панацея.
Несколько дней назад в адрес исполняющей обязанности президента Всероссийской федерации легкой атлетики Ирины Приваловой группой легкоатлетов было направлено письмо (подписали его 44 спортсмена из 55 имеющих нейтральный статус, который являлся пропуском на международные турниры). В письме – ультиматум президенту World Athletics Себастьяну Коу. Главная мысль: лишение наших спортсменов права выступать в международном сезоне 2022 года (однодневные турниры и официальные турниры) – это нарушение устава World Athletics.
Если до 18 марта 2022 года ВФЛА не получит гарантий допуска к выступлениям в летнем международном сезоне атлетов, имеющих действующий статус ANA (нейтральный статус), то спортсмены просят приостановить процесс восстановления федерации (любые выплаты, работу международных экспертов и контакты с Рабочей группой) и обратиться в Международный спортивный суд для защиты прав федерации и российских спортсменов.
Можно по-разному оценивать эти ультиматум и просьбу, но легкая атлетика выступает в нейтральном статусе давно, прав – никаких, одни обязательства, но и те все разрастаются. И обращение к головной международной организации – это и обращение к себе тоже: есть ли смысл жить надеждами и платить деньги, когда нет гарантий.
Что нужно было до сегодняшнего дня от каждого спортсмена для получения нейтрального статуса, а значит – возможности выступать на международной арене? Отсутствие допинговой истории, тесты, соответствующие международным требованиям, 250 долларов за работу с запросом (при любом решении). WA вообще хорошо считает деньги за любые навязанные ими же услуги. ВФЛА оплачивает и бесконечную работу по процессу восстановления, и судебные дела, в которых задействованы наши спортсмены.
И сегодня 55 легкоатлетов удовлетворили все требования World Athletics, но 1 марта (на апелляцию есть 21 день) организация озвучила новый пакет санкций, который запрещает легкоатлетам России, даже получившим уже нейтральный статус, участвовать в официальных стартах под эгидой WA.
А до 18 марта Всероссийская федерация легкой атлетики как раз должна оплатить расходы на восстановление, понесенные Всемирной легкоатлетической ассоциацией. Об этом сообщил глава рабочей группы по восстановлению Руне Андерсен. И если оплата не будет произведена, то рабочая группа в качестве нарушения условий восстановления будет рекомендовать совету, какие действия предпринять в связи с серьезным нарушением обязательств ВФЛА по плану восстановления. «Рекомендуемое действие может включать приостановку процесса восстановления. Как следствие, процесс восстановления придется приостановить, что будет включать и остановку деятельности рабочей группы, а также международных экспертов».
Письмо-ультиматум – это и вопрос-боль: а есть ли вообще гарантии, что нейтральные атлеты будут иметь возможность выступать на международных стартах в 2022 году?
Более того, World Athletics заявила, что иностранные легкоатлеты могут получить возможность выступать на наших соревнованиях только после полного восстановления Всероссийской федерации легкой атлетики в своих правах. А это значит, что наша легкая атлетика сегодня не может даже пойти по пути всех остальных видов спорта и устраивать открытые чемпионаты России с приглашением хотя бы той же отстраненной Белоруссии.
Санкции легкой атлетики России превращаются в бессрочные. Для отстранений, которые применены нынче ко всему российскому спорту, тоже нет сроков. Об этом заблаговременно поспешил сказать президент Международного олимпийского комитета Томас Бах, который заявил, что организация не брала на себя обязательств по снятию санкций с России в случае нормализации военной ситуации. «МОК оставил тему открытой. Было очень сложно установить срок или определить событие, которое могло бы привести либо к ужесточению санкций, либо к отмене некоторых санкций».