Всеми предыдущими своими заявлениями о предпринимаемых мерах руководители МОК фактически предупредили: если «подозрительная» Камила Валиева окажется в числе призеров соревнований одиночниц, церемония награждения на Олимпиаде проводиться не будет. Значит, если хочется, чтобы все мероприятия прошли штатно, нужно 15-летнюю супер-фигуристку от пьедестала «отцепить».
Сделать это можно и путем психологического прессинга (а куда же без него в подобной ситуации), и с помощью «арифметики», причем так, что не подкопаешься.
Одна из мощных «мин», которые могут «взорваться» во время состязаний в данном виде спорта, - относительная субъективность судейских оценок. Нет здесь секунд и метров, их долей, которые четко фиксируются приборами. А есть только баллы, назначаемые арбитрами. И вот тут – широкое поле для обсуждения справедливости назначения той или иной оценки: подсудили или засудили?
Увы, как показывает практика, могут быть чисто личные или даже «государственно-патриотические» причины, по которым тот или иной член судейской коллегии вдруг приобретает временную «зрительную аберрацию», глядя на выступления спортсменов.
Один из подобных случаев «дефекта зрения», по мнению некоторых спортивных обозревателей произошел на нынешней олимпиаде уже после того, как разгорелся скандал с Валиевой. В публикации, размещенной на спортивном медиа-портале Sportbox.ru, отмечено, что во время соревнований по спортивным танцам судья из США явно пыталась лишить российских фигуристов Викторию Синицину и Никиту Кацалапова серебряных медалей и «протащить» на пьедестал почета своих соотечественников.
Основания для таких подозрений в простейшей арифметике. Арбитр Дженнифер Маст оценила вступление нашего танцевального дуэта гораздо ниже других судей. Итоговая средняя оценка Синициной и Кацалапова была 131,66 балла, а американская «ценительница фигурного катания» поставила им всего лишь 125,67, - то есть почти на шесть баллов ниже! В то же время американской танцевальной паре госпожа Маст щедро добавила около шести баллов «сверху». «Спортбокс» упоминает, что «накидывание» одного-двух баллов своим спортсменам - практически норма в фигурном катании», однако, как видим, в данном случае эта «норма» превышена была в 3 раза.
К счастью, оценки выставленные россиянами другими арбитрами, «обезвредили» ту «мину», которую «заложила» под их серебряный результат представительница США.
В связи с нынешними событиями на соревнованиях женщин-одиночниц можно вспомнить олимпийскую же историю 20-летней давности. Тогда в водоворот скандала тоже затянуло российских фигуристов.
На зимних Играх-2002 в американском Солт-Лейк-Сити главными соперниками в турнире спортивных пар были наши Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, а также канадцы Жами Сале и Давид Пеллетье. Короткую программу российская пара откатала великолепно, а вот канадцы допустили пару серьезных сбоев. Тем не менее судейская коллегия под началом главного арбитра турнира американца Пфеннинга именно их поставила на первое промежуточное место.
На произвольной программе Бережная и Сихарулидзе все-таки сумели переиграть соперников: судьи отдали им победу, правда с перевесом всего в один голос.
Однако уже после официального признания результатов и проведенной церемонии награждения начались «подковерные игры». Канадцы заявили, что у них отняли чистую победу. Вскоре нашелся и повод для подтверждения этого. Непонятным образом вдруг удалось «расколоть» французского судью, которая призналась, что она поставила русских на первое место под давлением президента федерации фигурного катания своей страны. Правда, позднее француженка пыталась отказываться от такого своего признания, – мол, на нее оказывали давление именно в этом случае с признанием, а не тогда, на соревнованиях.
В итоге собрать какие-то объективные данные о неправильном награждении российской танцевальной пары специалистам из МОК, несмотря на все старания, не удалось. А кончилась эта история беспрецедентно. Чтобы не обидеть «возможно пострадавших незаслуженно» канадских танцоров, руководство МОК приняло решение выдать паре Сале – Пеллетье золотые медали Олимпийских игр. Таким образом в тот раз победителями турнира стали сразу два дуэта спортсменов. Была даже проведена церемония перенаграждения. Наша пара на нее явилась, канадцы, само собой, тоже, а вот занявшие третье место китайцы участвовать в таком спектакле отказались.
Совсем давняя «история с арифметикой» произошла на внутренних соревнованиях – чемпионате СССР по фигурному катанию 1970 года.
В тот январский вечер случилось, казалось бы, невероятное. Бывшие до того на протяжении нескольких сезонов безоговорочными лидерами, золотыми медалистами в парном катании чемпионы мира и Европы Людмила Белоусова и Олег Протопопов заняли по итогам двух дней соревнований всего лишь четвертое место.
Еще после исполнения обязательной программы эта спортивная пара лидировала. Но по результатам исполнения произвольной программы «посыпалась» вниз: судьи выставили Людмиле и Олегу весьма низкие оценки за артистизм. В итоге заслуженные, известные во всем мире фигуристы-ветераны (Протопопову к тому времени уже исполнилось 37) получили, как сейчас сказали бы, деревянную медаль. А пьедестал почета занял куда более молодые спортсмены.
Как вспоминали некоторые из присутствовавших тогда на спортивной ледовой арене в Киеве, часть зрителей встретила чересчур низкие оценки Белоусовой и Протопопова возмущенным свистом. Этот звуковой протест растянулся на несколько минут. Попытки главного рефери соревнований объяснить по трансляции, что решение принято окончательно, не остановили волну возмущения. Пришлось дирекции Дворца спорта попросить теперь уже экс-чемпионов появиться перед зрителям и успокоить их. Людмила и Олег вышли на центр ледовой арены, низко поклонились на все четыре стороны, демонстрируя тем самым благодарность людям за поддержку, по щекам Белоусовой при этом катились слезы. Лишь после такого выхода публика угомонилась, и соревнования были продолжены.
О беспрецедентном для советского спорта скандале на чемпионате по фигурному катанию даже написала (хотя и очень коротко) «Комсомольская правда», поместив заметку «Почему волновались трибуны?» В ней были приведены весьма красноречивые слова руководителя судейского коллектива на тех соревнованиях: «…Это спорт, у него свои возрастные законы, к сожалению».
Сам Олег Протопопов позднее вспоминал, что один из маститых тренеров в тот день подтвердил ему, что судейские оценки были явно занижены.
Читайте также: "Убийство Валиевой и счастье Щербаковой: на Олимпиаде разорвалась душа"