На улице – морозная жуть. Минус 16 градусов, которые кажутся под все 25. Очень яркое солнце. Конечно, мы не были в эстафете безоговорочными фаворитами, но в Кубке мира этого сезона все время были в топ-3: в Эстерсунде была бронза, в Хохфильцене – бронза, в Рупольдинге – золото, в Антхольце – серебро.
Случилось то, что случилось. Это биатлон. Первым же выстрелом на последнем рубеже Латыпов промазал, потом – снова промах. Основная обойма закончилась, а он закрыл всего одну мишень. Дополнительные патроны – снова промах. Из восьми выстрелов – три попадания.
На финише Эдуард, краса и гордость биатлонной России, разрыдался. Наши ребята утешали, как могли. И даже финишер норвежцев Кристиансен обнял его на финише.
Латыпов скажет, что уже много раз извинялся перед ребятами. «А ребята были довольными и веселыми – их поддержка меня в ту же секунду взбодрила. Их слова меня окрылили. Я благодарен им, они провели крутую гонку». И будет снова просить прощения.
«Боролись именно за золото. А на моем этапе это не получилось. Стрельба стоя – это было что-то с чем-то. Был достаточно плотный ветер, пытался переждать порыв».
Старший тренер мужской сборной Юрий Каминский не скрывал досады: это уже второй случай на Олимпиаде в Пекине, когда Латыпов проигрывает в борьбе за золото. «Конечно, есть риск, что начнутся комплексы у человека. Не знаю, что скажу. Надо промолчать или поддержать Эдика».
Тренер уверен, что, конечно, сработала психология. Эдуарду надо было переждать порыв ветра, первые два промаха как раз из-за него случились. «Дальше перестоял и потерял уверенность».
А Карим Халили в этот момент рассказывал, какие указания давал ему, забойщику, старший тренер. «Сказал, чтобы я проиграл не больше 10 секунд. Получается, немного перевыполнил план». Карим передал эстафету первым, опережая команду Белоруссии на 0,9 секунды. «Нас есть, с чем поздравить. У нас с Максом Цветковым это первые олимпийские медали в карьере. Все эмоции оставил на последних двух этапах, сейчас – пустой».
Надо было или нет ставить Латыпова на последний круг? Спросите любого: а кого же еще? До гонки спросите.
«Все мои мысли и переживания сейчас связаны с Эдуардом Латыповым, я был в такой же ситуации в 2014 году. Позаботьтесь о нем, россияне», – так прокомментирует ситуацию норвежский биатлонист Эмиль Хегле Свендсен. Он знает, о чем говорит. На Олимпийских играх в Сочи оказался вообще лишил команду награды.
Шесть рубежей тогда норвежцы прошли только с одним промахом, а знаменитый своим финишем Эмиль Хегле Свендсен, подошедший на последний рубеж вместе с Шипулиным, Шемппом и Ландертингером, допустил четыре промаха и ушел на штрафной круг. Норвегия осталась без медалей.
И тогда тоже случилось то, что случилось. Это биатлон. Прекрасный и ужасный.
После гонки Эдуард сказал: «Это тяжелый момент в моей карьере. Не знаю, как в себе это всё держать».
Латыпов рыдал так, что это слышали не только партнеры по гонке. Стадион прожигала боль. Олимпийская боль команды России.