Соревнования по одиночному фигурному катанию среди женщин на Олимпийских играх в Пекине пройдут 15 и 17 февраля.
Скажется ли скандал на выступлениях наших спортсменок и каким образом главная фигурантка шумихи справится со стрессом – рассказала спортивный психолог Александра Хусаинова.
- Я не знакома лично с Камилой, поэтому могу только предположить, - начала Александра. – Все наши реакции на стресс заложены с детства. Глобально их поменять невозможно. Но с возрастом люди учатся контролировать эмоции.
Все будет зависеть от природного темперамента Валиевой. Но, судя по ее комментариям на телевидении, с эмоциональной устойчивостью у нее все в порядке. Важно, насколько она научилась абстрагироваться от внешних факторов. Наверняка с ней поработали психологи, да и Этери Тутберизде научила ее реагировать на подобные вещи.
- Спортивные психологи учат справляться со стрессом?
- Мы учим спортсменов контролировать свои эмоциональные реакции. Как обычно человек реагирует на стресс? У него учащается сердцебиение, появляются навязчивые мысли. При помощи психологических приемов можно научиться сдерживать эмоции.
Но, кроме эмоциональных моментов важно, какие у спортсмена при этом мысли. Например, необходимо понимать: для Валиевой произошедшее — это трагедия или просто проблема, которая разрешится? Судя по тому, что Камила вышла на тренировку, не бьется головой об лед, не закрылась, а работает – с ней все хорошо.
- Какую роль в этой ситуации играет тренер?
- Взаимоотношения с тренером – важная составляющая. У Камилы максимальное доверие к тренеру, иначе она не добилась бы высоких результатов. Тутберидзе – человек, который умеет концентрироваться на деле, отбрасывать все ненужные мысли. Если Валиева слушает во всем такого наставника, то велики шансы, что стресс она переживет не так болезненно, как могла бы. Не думаю, что произошедшие события сильно выбьют Камилу из седла. Может, даже раззадорят.
- Остальных фигуристов мог подкосить скандал?
- Вижу, что у некоторых фигуристов нервная система хуже справляется со стрессом. Не стану называть фамилии людей. Понимаю, если они это прочитают, ни к чему хорошему это не приведет.
- Может, спортсмены сейчас ничего не читают?
- Дай Бог, чтобы не читали. Считаю, что спортсменов во время Олимпиады надо максимально отгородить от любых источников информации. После прочтения материалов в СМИ и комментариев в соцсетях даже человек с устойчивой психикой начнет загоняться. Спортсмены на Олимпиаде совершают ошибки на выступлении не потому, что у них плохая техника или низкая мотивация, им мешают мысли.
Во время личной терапии со спортсменами я всегда их спрашивала: «О чем вы думали на соревнованиях?» И получала ответы: думал о том, что скажут родители, как выглядит его выступление, как не совершить ошибку, которую постоянно делает. Если такие мысли появляются, то 99 процентов, что этому человеку не удастся избежать ошибок. Потому что его мозг слышит слово «ошибка». И спортсмен начинает концентрироваться на ошибках. Как только человек концентрируется на подобных мыслях, он перестает контролировать тело. Когда не контролирует тело, совершает ошибки.
— Значит, лучше с пустой головой выходить на лед?
- Если это фигурное катание, лучше всего в голове иметь прогон программы. Думать о том, что здесь я поднимаю руку, делаю поворот, сейчас предстоит прыжок. Главное - не нагружать себя эмоционально. Не говорить себе, что сейчас будет сложный прыжок. Это всего лишь прыжок. Так что причины ошибок в спорте – мысли, которыми заполнена голова, и наша задача - научиться их фильтровать.
- Для спортсменов на Олимпиаде смысл жизнь - завоевать медаль. Об этом, наверное, они тоже думают.
- В работе со спортсменами я стараюсь этот момент прорабатывать. Бывает, что расхожусь с мнением тренеров. Не соглашусь, что надо делать установку, будто победа - смысл жизни. Если такая установка у человека имеется, то в случае потери медали спортсмен действительно теряет смысл жизни.
Когда человеку внушают: медаль - главное достижение в жизни, не забывай об этом, соберись - он начинает больше нервничать. Для результата не всегда нужно излишне превозносить важность соревнований. Спортсмен и так понимает, что выше Олимпийских игр ничего нет.
Еще один момент. Я общалась с девочками-гимнастками, которые просили меня поговорить с руководством Федерации, чтобы те не допускали посторонних людей к ним перед соревнованиями. Например, наши чиновники любят, как им кажется, мотивировать спортсменов. Перед стартами похлопать их по плечу, сказать, что страна возлагает на них надежды, добавить: от вас зависит честь России. Чиновники уверены, что это помогает.
На самом деле такие напутствия страшно мешают. У спортсмена появляется мандраж, мысли об ответственности. И человек перед выходом на лёд, ковер, поле, настраивается не на выступление, а думает о том, чтобы не ударить в грязь лицом, не опозорить страну. Так что правильно делают тренеры, которые не подпускают к своим подопечным никого. Спортсмен должны быть сконцентрирован на соревновании. Рядом не должны находиться лишние люди.
- С родителями тоже лучше ограничить общение?
- Надеюсь, что с родителями Камила сейчас не общается. Мамы всегда желают лучшего для ребенка, и тем самым могут навредить. Условно говоря, звонит мама спортсмену, говорит, что переживает, спрашивает, как нога-рука, которую он повредил. Спортсмен уже забыл про боль, а мама напомнит, и он начнет думать об этом.
- То есть правильно, что Валиева не общается с прессой?
- Абсолютно правильно. Сейчас для нее главное - лед и программа.
«Были готовы к нападкам»
Спортивный психолог Оксана Янковская считает, что от лишнего стресса спортсмена спасет полная изоляция от внешнего мира.
- Для любого спортсмена ситуация, в которую втянули Валиеву - стресс. Но спортсмены такого уровня, как Камила, умеют работать с внешними стрессовыми факторами. Тем более, ее тренирует опытный коллектив. Полагаю, что они были готовы к пристальному вниманию и к подобным нападкам, - говорит Оксана.
- Часто у спортсменов отбирают телефоны во время Олимпиады, чтобы они не отвлекались на негативную информацию. Валиевой могли запретить пользоваться интернетом?
- Могу предположить, что тренерский штаб принял именно такое решение, чтобы обезопасить спортсмена от лишних нападок. СМИ и соцсети не всегда корректно преподносят информацию, тем самым оказывают давление на человека. Публикации в интернете могут повлиять на психоэмоциональное состояние спортсмена и впоследствии на результат его выступлений. Когда речь идет о спорте высших достижений, то любые негативные факторы, стараются исключить. Думаю, фигуристам было рекомендовано не выходить в соцсети и не читать, что о них пишут.
- Но рядом есть другие спортсмены, которые могут рассказать…
- Часто общение с посторонними людьми тоже ограничивают. Сейчас для Валиевой главное - уйти в себя и настроиться на главный старт в жизни. Знаю, что более взрослые спортсмены, которых я курирую, осознанно так поступают. За пару недель до стартов они сокращают переписки в мессенджерах, выходят из соцсетей, не выкладывают свой контент и не смотрят чужой.
- Выходит, вполне возможно, что Валиева ничего не знает про скандал, который развернулась вокруг ее имени?
- Возможно, не знает. Опять же, оговорюсь, это только предположения. Но, скорее всего, данный вопрос проработали.
- У всех спортсменов есть психологи?
- Не у всех, многие отказываются от психологов. У одних существует стереотип, что к психологам обращаются слабаки. Другие столкнулись с неудачным опытом. Или тренеры считают, что с любыми проблемами могут справиться сами. Некоторые боятся доверится специалисту. Кому-то кажется, что сам справится, книжку почитает.
- Спортсмен на Олимпиаде настраивается на медаль. Если пролетает мимо, для него это становится трагедией?
- Для некоторых это может стать трагедией всей жизни. Если спортсменам не удается еще раз выступить на Олимпиаде, то они всю жизнь не могут свыкнутся с тем, что упустили шанс. В дальнейшем, такой человек может впасть в тяжелую депрессию.
Еще один наш собеседник, спортивный психолог Андрей Гагаев, уверен, что скандал не отразится на выступлении Валиевой.
- Я наблюдаю за творчеством Валиевой и мне кажется, что она боец. Не думаю, что скандал повлияет на ее выступление, - считает Гагаев. - Она соберется и сделает все, что умеет. Тем более, психологи помогают спортсменам повышать стрессоустойчивость.
С детского возраста мы учим их не реагировать на внешние факторы, которые хоть каким-то образом могут помещать выступать. Будь то некомфортные восприятие арены, неадекватное поведение болельщиков или прежние неудачи. Скандал, который раздули вокруг Валиевой – смешно. Я бы на ее месте просто улыбнулся. Если бы мне выпала возможность пообщаться с фигуристкой, я бы сказал: «Расслабься и делай свою работу».