А Камила Валиева беспощадна. За месяц до чемпионата России, за два месяца до Олимпийских игр на домашнем этапе в Сочи фигуристка показала уникальное катание. Эмоции смотрящих отправлены в нокаут. И напрочь лишают дара речи даже самых разговорчивых.
После безукоризненной короткой программы и произвольная «Болеро» была шокирующе хороша. С четверным сальховым, тройным акселем и еще двумя четверными в каскадах. Кто-то в бессильном нежелании признать очевидное продолжит еще говорить, что эта музыка не для пятнадцатилетней Камилы, что ей не дано что-то там понять.
Да, не дано – но нам. Это мы не можем понять, как Валиева это делает: гипнотизирует зал. И вряд ли поймем. Мощь прыжков в объятиях эмоций на льду. И эта фантастическая легкость ледового бытия.
Расковыривать на составные части талант можно. Разбирать программу по мгновениям с секундомером тоже можно. Но от нокаута не уйти.
Камила по сумме двух прокатов набрала 272,71 балла, оторвавшись от второго места больше чем на 40 баллов. Анализ того, как можно Камиле Валиевой еще прибавить в программах – это к тренерскому штабу во главе с Этери Тутберидзе (вспоминаем заодно, сколько в группе фигуристок, каждая из которых хочет показать свой максимум). Да, мы видели, например, что один из каскадов с четверным прыжком оказался с двойным сальховым, а не с тройным. Но, господи, о чем мы говорим с умным видом, какие баллы возможного усиления считаем или даже пытаемся вести заочное сравнение Камилы с мужскими лидерами?
Да, можно пересчитать полученные баллы (мужчин оценивают по другой шкале), можно еще вспомнить, что девушкам запрещено в короткой программе исполнять четверные прыжки. Но можно и без цифр понять: такой уровень подвластен самым гениальным – Юдзуру Ханю и Нэйтану Чену. «От ее прыжков и программы сносит крышу», – народ на трибунах находит формулировки проще.
И прокат в Сочи – вне зоны придумок фанатов, играющих после триумфа баллами: что бы еще сравнить, какой бы еще расклад представить. Он – реальность, которая вновь поражает. И – да, так и быть, отдадим дань шальной моде сравнений: в этой реальности на олимпийской льду «Айсберга» Камила по баллам превзошла всех мужчин, включая победителя Мориса Квителашвили.
Наши одиночницы переписывают стандарты фигурного катания – появился уже такой штамп. Но вся фееричность происходящего в женском одиночном катании России как раз в том, что стандартов уже нет. На этапе Гран-при в Сочи Камила задвинула в историю собственные же мировые рекорды, переписав на новые. Она, как и коллеги-рекордсменки Анна Щербакова и Александра Трусова, просто не желает ничего знать о потолке возможностей.
Сказать, что фигуристки пробивают этот потолок на каждом выступлении, было бы не элегантно, надо хотя бы попытаться словесно соответствовать увиденному. И главное – неправильно. Потому что нельзя пробить то, что не установлено. Нет над ними потолка, оставили себе открытое небо.
«Не так шикарно сегодня откатала программу, ноги были уставшие, боролась за элементы, и это было видно, без «вау-эффекта», но во второй части успокоилась», – призналась Елизавета Туктамышева. - Это – наше женское одиночное катание. Фигуристкам мало сложнейших элементов. Им лично, каждой, всегда нужен «вау-эффект».
Лиза в Сочи вновь подняла зал, завоевала на этапе серебро. А ведь прокат произвольной программы не был идеальным, на втором тройном акселе подвело равновесие на выезде. И это даже заставило удивиться: прыжок ультра-си не зря называют коронным элементом Туктамышевой. Спортсменка не скрывает, и показывает это, что делает в сезоне акцент на стабильность и качество исполнения элементов.
Но перед этапом в Сочи Лиза переболела, вынуждена была пропустить запланированный старт в Австрии. Рассказала, что очень нервничала, когда поднялась температура, не могла найти себе место, пока ждала результаты теста на коронавирус. «Температура быстро спала, до Гран-при было достаточно времени, хотя я до конца не восстановилась».
Сказала, что безумно рада выходу в финал серии Гран-при. Он станет уже пятым финалом в ее карьере. Можете себе представить, что первый был 10 лет назад? Сколько-сколько тогда было Камиле Валиевой?
Для Майи Хромых это этап Гран-при в Сочи был очередным вызовом. Правда, по-другому у топовых одиночниц России теперь и не бывает. Но перед Сочи Хромых с падениями выступила на турнире в Польше, а пристально следящие за тренировками фигуристок уже на домашнем этапе вздрагивали от допущенных ошибок.
Уже прекрасный стартовый четверной тулуп в произвольной программе заставил поверить: пять путевок в финал Россия получает. Сольный четверной получился чуть хуже, но Майю было уже не остановить. Она оказалась второй по произвольной программе, третьей в итоге.
Что сказала пятнадцатилетняя Майя, тоже дебютантка взрослого сезона, как и Камила Валиева? «Могла намного лучше». И еще: «Мои цели – вставить в программу четверной сальхов и выучить тройной аксель».
Кстати, и Елизавета Туктамышева сделала интересный вброс: для личного достижения ей хотелось бы откатать программу с четверным. «Но, боюсь, это будет не в этом сезоне. А в этом нужно не пробовать, нужно делать». Вы поняли?
…А беспощадная на льду Камила Валиева очень хочет попробовать в Японии суши. Не была еще там Камила, лакомилась лишь мармеладками, которые привозили в «Хрустальный» поездившие уже Саша Трусова, Алена Косторная и Аня Щербакова. Еще ей хотелось бы погулять по Японии, «но – «пузырь», коронавирус, придется смотреть на страну из окошка».
Финал Гран-при в Осаке встретит пять фигуристок России, противостоять которым будет одинокая хозяйка льда Каори Сакамото. Впервые в истории финала пять мест получают представительницы одной страны. Миру предстоит увидеть пробный чемпионат России наших одиночниц без двух травмированных на сегодня Александры Трусовой и Дарьи Усачевой.