Соревнования The International проходят с 2011 года. Так что нынешние состязания стали юбилейными. И по совместительству — триумфальными для российской команды Team Spirit, которая долгое время вела со счетом 2:0, затем будто бы начала уступать, но в итоге выиграла — 3:2. Это принесло ребятам из России и Украины более $18 млн.
По Сети уже разошлись рассказы киберспортсменов о том, как они потратят свои доли: кто-то купит квартиру малолетней сестре, а кто-то — жилище себе и автомобиль отцу.
Намерения более чем здравые, как отметил в разговоре с «МК» редактор отдела спорта, эксперт по киберспорту Алексей Гусев: ребята в команде молодые, и вполне естественно, что они хотят вложиться в будущее. В то же время, как показывает практика, победители The International часто значительную часть выигрыша отправляют на благотворительные цели. По мнению Гусева, российская команда вполне может поступить так же, но — без афиширования.
— Киберспорт вливается в современные виды спорта, нельзя с ним не считаться, — отметил наш собеседник. — Ребята тренируются, работают, на них смотрят миллионы людей, значит, обществу это интересно. Они не заключали каких-то длительных контрактов, не факт, что они еще когда-то сорвут такой куш. Допускаю, что они сделают нечто благотворительное без излишней огласки.
До Team Spirit Россия еще не побеждала на этом турнире. Порою это было связано с системными ошибками — «багами», — оспорить которые постфактум очень сложно, иногда же — просто с недостаточной подготовкой игроков. К юбилейному турниру команда подошла, несмотря на пандемию, основательно: был разработан новый дизайн формы, изменен состав группы, и даже санитарные маски были выполнены в едином стиле. Никто не узнает, насколько такое психологическое давление сказалось на противниках, но факт остается фактом: убедительная победа и самый крупный выигрыш в истории The International, а фото Team Spirit мигом разлетелись по всему рунету и за его пределами.
Ранее призовой фонд турнира был куда меньше, но и он вызывал волнения в социальных сетях. Шведы, украинцы, китайцы — кто только не одерживал победы на площадке компании Valve. Правда, в те годы максимальный выигрыш достигал «всего лишь» несколько миллионов долларов, поэтому и планы у игроков были относительно скромные. Так, члены шведской команды обещали пожертвовать несколько сотен тысяч евро на борьбу с загрязнениями окружающей среды, а китайские кибератлеты — на помощь бедным. При этом, конечно, никто не забывал и о собственных нуждах. Важно понимать, что значительная часть выигрыша, как в лотереях, уходила на уплату налогов.
Как бы то ни было, в любой стране киберспорт не является государственно финансируемой сферой, и, стало быть, вовлеченные в этот процесс люди не часто считают для себя важным «делиться». Гораздо чаще они тратят полученные деньги на себя: если не считать тех случаев, когда они действительно стараются не афишировать какую-либо благотворительность.
По рассказам собеседника «МК» Лин Си из Пекина, который активно следит за киберспортом, это крайне прагматичная сфера.
— Здесь все хотят денег, — говорит Ли. — Это не спорт высоких достижений. Мы гордимся, когда ребята из нашей страны выигрывают что-то, думаю, у вас так же. Но мы понимаем: они это делают ради денег. И в этом нет ничего плохого, пока к ним не начнут относиться как к олимпийским спортсменам (сейчас киберспорт включен в программу некоторых международных соревнований, но «на птичьих правах». — «МК».).