Антагонизм в цивилизованной форме: или ты соперника сожрешь, или он тебя. Так кратко мне сформулировал суть противостояния в спорте один чемпион. Теперь бы, наверное, добавил: бывает еще антагонизм в постыдной форме. И – после старта.
Это ведь было только что: в Токио все взахлеб радовались за Далалояна и мужскую команду по спортивной гимнастике. И горевали из-за не случившегося золота Авериных – тоже взахлеб. Эти спортсмены – наша гордость.
В чем «провинился» гимнаст? Деликатно сказал: ситуация с награждением вызвала легкое непонимание: с одной стороны – девочки заслужили все самое лучшее, а с другой – получилось не совсем справедливо по отношению к другим спортсменам, которые из-за невезения, травм или спорного судейства в призы не попали. Их ведь не наградили?
Желающих подписаться под каждым словом Артура найдется немало. Все спортсмены на Играх – избранные, но медалисты – не все. И четвертых мест в команде предостаточно. Олимпийский пьедестал – он ведь всегда такой: по результату на табло. Увы.
Сценарий Олимпийских игр в Токио по понятным причинам хотелось бы переписать многим. Трудные Игры. Прорывавшиеся к своему огню. Идущие на риск. Оставившие зрителей робко махать рукой за оградой арен. Но – победившие морально. А спортсмены победить (в прямом смысле) смогли не все. Но разве в спорте бывает иначе?
Ирина Роднина назвала «дурным тоном» то, что Артур Далалоян «позволил» себе, и то, что тема подарков вообще обсуждается. Да, задавать вопрос олимпийскому чемпиону про поощрение коллег в такой щекотливой ситуации – заведомо втянуть его в разборки. Но, справедливости ради, вопрос возник, потому что его вовсю обсуждали. А мнение спортсмена из числа награжденных – интересно.
Они же, чемпионы и призеры, тоже это обсуждают. Сестры Аверины были любимицами страны, ими и остались. И дурной тон – это накручивать круги скандала, растаптывая на пути всех своих же, кто сказал «не то и не так». Кто не болеет, как и принято в спорте, «против», а только «за».
История гимнасток Авериных на Олимпийских играх хорошо известна, пересказывать смысла нет. Как, впрочем, и любому из нас со стороны не стоит рвать рубаху на груди, доказывая, что официально ставшая олимпийской чемпионкой Линой Ашрам – вовсе не чемпионка (или наоборот). Нельзя тут без абсолютного понимания реальности впутывать собственные ощущения.
А вот Ирина Санна рвать рубашку за своих девочек и давать отпор нападению может. И всегда это делала. И должна. Вопрос – где и кому? Стремительный ответ: точно не Далалояну.
Два месяца ковыряем болячку в информационном пространстве, применяя звонкие тезисы: Дина – чемпионка, Линой – «хорошая гимнастка, но не олимпийская чемпионка», случилась несправедливость, потому что – заговор против России. Два месяца вспыхивают локальные склоки: круг опрошенных известных людей на тему – засудили ли Россию на Играх в художественной гимнастике, всё увеличивается. Болячка не заживает, даже наоборот.
Широко растиражированные слова – всего лишь словами и остаются. Не решают, не предотвращают. Для отстаивания прав есть другие места. Где доказывают то, в чем уверены. Информации по этому поводу не слышно.
Тема поощрений олимпийцев – реально деликатная, совсем не хочется залезать в чужие подарки и потрошить их даже словесно. Но ведь, и правда, несправедливо награждать не по результату. А если очень хочется и видится правильным… То и это можно было сделать: наградить Авериных за заслуги, только не их одних. Фонд поддержки олимпийцев, который машинами и одаривал, мог бы отдельным списком поощрить лидеров, имевших шансы победить, но трагическим (а другого на Играх не бывает) образом их упустивших. И в этом списке сестры, пять лет тянувшие мировую гимнастику к Олимпийским играм, были бы первыми номерами. И ни у кого не возникло бы никаких вопросов.
После шока тоже есть спорт. И вот уже сестры Аверины выступают в эти дни на турнире в Москве с обновленными программами и собираются в конце месяца на чемпионат мира все в ту же Японию. И, к счастью, даже травма спины Дины после отдыха дает ей возможность исполнять упражнения так, что доктор, который лечил, не верит на трибуне своим глазам. И Ирина Александровна говорит уже об Олимпийских играх для сестер в Париже-2024. И приносит извинение гимнасткам за то, что назвала их «мокрыми курицами», когда не хотели возвращаться в зал из-за страха перед судейством…
Такова спортивная жизнь. И просто жизнь. А золото в спорте остается золотом.